Самая неискоренимая человеческая
потребность – потребность в общении.
В.А. Сухомлинский
При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы.
Д. Леббок, английский моралист
От учителя зависит многое, в том числе и желание детей учиться, приходить в школу. Каждый учитель хочет, чтобы во время урока дети были внимательными и активными. Охотно включались в работу. Чтобы у школьников развивались чуткость, внимание к окружающей жизни, накапливались продуктивные знания по предмету.
И каждый учитель решает эти вопросы по-своему. Своими методами. Идет своим путем в зависимости от того какую роль при этом учитель избирает для себя, кем он чувствует себя по отношению к детям.
Проблема взаимодействия педагогов и учащихся – одна из острейших педагогических проблем. Налицо объективная потребность ее изучения и решения, так как отношения между взрослыми и детьми, между учителями и учениками, в силу разных причин, стали сегодня значительно напряженнее, о чем свидетельствуют многочисленные факты в средствах массовой информации, публикациях в педагогических источниках.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие принципы педагогического общения с ребенком вы считаете наиболее важными?
2.Какие методические приемы косвенного воздействия для разрешения конфликтных ситуаций вы используете?
3.Какие советы вы можете дать друг другу для того, чтобы не теряться в трудной ситуации?
|
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Уважаемые коллеги!
Подводя итоги форума, хочется выразить признательность всем его участникам.
Огромное спасибо вам за активное обсуждение данной проблемы, за ваши советы, рекомендации, желание поделиться опытом, за вашу откровенность!
С итоговым обобщающим материалом по работе данной ветки можно ознакомиться в прикрепленном файле.
В преддверие Нового года, с огромной теплотой, желаем Вам отменного здоровья, прекрасного настроения, успехов в совершенствовании профессионального мастерства, новых творческих идей и их неизменного воплощения!
Учитель – нестареющее слово!
Свежо всегда и вечно будет ново!
Пока Земля кружится во Вселенной,
Профессия Учителя нетленна!
С наступающим Годом Учителя!!!
Подводим итоги!
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
1. Принципы педагогического общения: уважение, такт, доброжелательность, взаимоответственность, демократизм.
2. Стараюсь не превращать конфликт в противостояние, а находить компромисс путем переговоров, изучать суть конфликта и пути выхода из него.
3. В трудной ситуации не паниковать, уметь концентрироваться, видеть положительный результат в любой ситуации.
МОУ "СОШ п.Прикаспийский", учитель истории и обществознания.
С уважением, учитель истории и обществознания МБОУ Наримановского района "СОШ №7" Джальжанова Айганым Хабиевна.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Коллеги, уже во многих постах читаю как необходимые черты общения педагога с детьми "быть искренним" и "любить детей". Но согласитесь, мало кто из нас достиг таких вершин профессионализма или святости, чтобы искренне любить всех детей, которых приходится учить.
Так что вы считаете более важным - непременную любовь к детям или искренность педагога? что больше соответсвует вашему пониманию профессионализма?
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Важнейшими принципами педагогического общения являются:
Делать все вовремя. Опоздания не только мешают в работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться. Тем самым мы подаем пример детям.
Постоянно проявлять любезность, доброжелательность я - приветливость. Только такое отношение к окружающим (что вовсе не означает дружить с каждым, с кем приходится общаться в учебном заведении или вне его) помогает достичь успеха в педагогической деятельности. Только благодаря доброжелательности можно расположить к себе ребенка. Главное, чтобы он вам доверял и верил.
Учитывать потребности окружающих. В любом деле важно создать вокруг человека такую атмосферу, чтобы у него возникло ощущение, что о нем постоянно заботятся, пытаются понять, выяснить его точку зрения, поступают по совести и чистосердечно. Особенно чувствительны и отзывчивы на внимание к себе как полноценной личности сами учащиеся, которые по мере взросления всё отчетливее осознают свое "я" в окружающем их мире, Покажите свою заинтересованность ребенку, что он вам небезразличен и дорог и он откроет вам "свой мир".
Уметь правильно одеваться. Самый главный принцип здесь — это то, что каждый педагог должен осознавать себя эстетическим примером для окружающих его учащихся. Красиво одетый и аккуратный человек всегда привлекает внимание. Учащиеся копируют нашу манеру поведения, умение одеваться. Так будьте же для него лучшим примером!
Говорить и писать хорошим языком. Умение педагога четко выражать свою мысль обладает большим преимуществом. Всегда вызывает восхищение учитель, который не только красиво и аккуратно одет, но и умеет грамотно и красиво излагать свои мысли.
Независимо ни от каких обстоятельств в общении всегда нужно быть корректным, контролировать свое настроение, чтобы оно не отражалось нежелательным образом на взаимоотношениях и на результатах общения.
Чаще улыбайтесь. Именно к позитивно настроенному учителю тянутся дети!Значимость педагогического общения очевидна, требования к уровню профессиональной подготовки повышаются, появляется необходимость использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе,
Педагогическое общение, как особая форма общественных отношений в образовательной среде способно стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, подготовки молодого поколения к жизни и труду.
Важно руководствоваться правилом: "желание — залог успеха".
Дерзайте! И у вас обязательно всё получится!
Юдакова Наталия Сергеевна, учитель химии и информатики МОУ "СОШ С. Тамбовки" Харабалинского района Астраханской областиНа: Педагогическое общение и педагогический такт.
Какие советы можно дать друг другу, чтобы не растеряться в трудной ситуации?
1.Не уклоняйся от принятия решения.
С этого момента учись действовать так, как будто ты- удачливый человек. Прочти о людях, добившихся успеха в какой-то области. Начни жить с настроем на успех. Любым способом отказывайся быть неудачником. Способность принимать решения- жизненно важная предпосылка успеха. Но при этом необходимо действовать. Принимай решения и действуй в нужном тебе направлении. Занимайся этим ежедневно.
2.Люби себя (или постарайся себе понравиться)
Некоторые люди склонны считать себя бесполезными. Как правило, такое отношение к себе обусловлено отношением других. Все люди равны! Старайся понравиться себе самому. Старайся развивать себя. Стань профессионалом высокого класса, тогда и другим ты тоже понравишься. Прости и прими себя, любуйся собой, уважай и учись любить. И самое главное- учись себя понимать.
3.Отстаивай свои права.
Многие этого боятся, так как не уверены в себе. Сохраняя молчание, человек соглашается с пренебрежительным отношением к себе и оскорблением со стороны других, допускает посягательство на свои права. Вместо этого лучше высказать свое мнение как можно спокойнее и рассудительнее по каждому случаю. Таким образом ты дашь понять родным, друзьям, а главное –себе, что ты-не тот человек, которым можно манипулировать или кого легко обмануть.
Уразгалиева Гульназым Тлеповна, учитель французского языка
МОУ "СОШ с. Тамбовки"
Харабалинского района
Астраханской области
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Предлагаю две примерные программы самовнушения для учителей.
Для оптимизации настроения:
"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".
Для настройки на сложный урок:
"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".
Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая:
"Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель".
Ну а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе?
Для этого можно использовать следующие приемы:
Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".
Посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.
Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче...
Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.
Вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.
Используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.
Помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра".
Степанова Галина Валерьевна, учитель технологии
МОУ "СОШ с. Тамбовки"
Харабалинского района
Астраханской области
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
В общении с детьми считаю необходимым видеть в ребенке личность. Принципы работы с детьми- спокойный тон, добродушие и общение на равных.
Быть терпимым, иметь глубокие знания, иметь педагогическое чутье, чувствовать ответственность за результат.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
При возникновении ситуации проявить по отношению к школьнику: спокойный тон, терпимость к его слабостям, сочувствие к его положению, участие, постоянно поддерживать обратную связь, лаконичность, немногословность, при обращении строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию к его стороны. Поведение учителя на первой (дословесной) фазе беседы должно быть примерно таким: дать ученику выговориться, не пытаться перекричать, перебить; внимательно выслушать; держать паузу, если он проявляет излишнюю эмоциональность, мимикой, жестами показывать, что вы понимаете его состояние; уменьшить социальную дистанцию, например, улыбнуться, приблизиться к нему, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться и т.п.
На второй (словесной) фазе оперативные приемы поведения учителя могут быть, например, такими: сказать о самочувствии, состоянии ученика; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; показать ему, что вы заинтересованы в разрешении этой проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей и задач с учеником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть лучшие качества, которые в нем есть и которые помогут ему самостоятельно справиться со своим состоянием; попросить у ученика совет, как вам поступить с ним, как бы он сам решил свою ситуацию; обещать поддержку; если есть возможность, решить вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.
Существуют специальные оперативные приемы при общении с трудным учеником: повторить самые неразумные слова ученика как бы с недоумением; тактично показать, что он излишне резок (сухое, холодное, формальное обращение, увеличение дистанции, подчеркнутая вежливость); свести проблему к юмористической или сатирической стороне; сказать школьнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации для него; показать, что удовлетворение его стремлений может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит, или отвратить их от него.
В конфликтной ситуации учителю часто приходится делать замечания. На уроке хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш. На старшеклассников удачно порой действует замечание, поданное в виде афоризма, высказываний, изречений. Вместо того, чтобы несколько раз раздраженно бросать: “Перестань болтать, прекрати разговоры” и т.п., не лучше ли обратиться с любым подходящим к этому случаю изречением их известных литературных произведений? Таких изречений очень много. Вот, например, некоторые из них, которые помогли бы учителю, не раздражаясь, высказать свое неодобрение поведением ученика на уроке: “Ах, злые языки страшнее пистолета!” Или: “О чем шумите вы, народные витии?”. Или: “Разве я сторож брату моему?”. Можно подойти к занятым посторонней беседой ученикам со словами: “Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить”. Или: “Без тоски, без думы роковой” нельзя нам на уроке находиться и т.п. А например, в ситуации, когда ученик при ответе на ваш вопрос что-то мямлит, никак не переходит к существу, говорит вокруг да около, можно сказать: “Брось свои иносказанья и гипотезы пустые. На проклятые вопросы дай ответы нам прямые!” Как правило, остроумные замечания ценятся, они запоминаются, да и учитель, меткий на слово, вызывает уважение.
Набиева Людмила Васильевна, учитель математики
МОУ "СОШ с. Тамбовки"
Харабалинского района
Астраханской области
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость -- явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина -- умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Стиль общения и педагогическая тактика учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика "сотрудничество" обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть -- просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.
Золотые правила регулирования, разрешения конфликта.
1.Необходимо локализовать конфликт, т. е. ограничить число участников и остановить конфликт на предметной стадии с личностного до эмоционального.
2. Необходимо понять причину конфликта и повод. Повод – это внешняя сторона, и если причина не определена, то партнеры будут давать все новые и новые поводы.
3. Необходимо определить оптимальную для себя модель поведения в конфликте: конкуренция, компромисс, уклонение, приспособление.
Модели поведения в конфликте:
1. Модель конкурентности. Если участники конфликта имеют равные статусно - ролевые положения, учитель – ученик. Если ваша позиция конструктивна позиции аппонента.
2. Модель компромисса – в основе взаимные уступки обеих сторон, поэтому при реализации данной модели соблюдаются два принципа: последовательности уступок; паритетности положения сторон при согласовании уступок.
3. Модель приспособления: это неравное статусно – ролевое положение участников конфликта; это поведение показано, если важно сохранить отношения, чем добиться преимущества в конкретной ситуации.
4. Модуль уклонения. Если вы имеете дело с потенциально конфликтным человеком. Если речь идет о споре не по существу, а о позиционном споре.
Паршина Надежда Семеновна, учитель физики
МОУ "СОШ с. Тамбовки"
Харабалинского района
Астраханской области
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Цель педагогического общения это не только передача знаний, умений, навыков, но и обмен личностными смыслами, связанными с процессом обучения. Всегда помните: собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь ученика – важнейшая ценность педагогического общения. Необходимо относиться к себе и учащимся как к цели общения. При этом наиболее важными являются этические ценности общения: честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.
Умение учить (руководить учебной деятельностью), умение слушать и выслушивать, способность сопереживать, коммуникативная культура речи – необходимые принципы пед.общения Всегда помните: ученик-это прежде всего личность, независимо от возраста, которую необходимо понимать, признавать, учитывать его точку зрения по обсуждаемому вопросу, не игнорировать его мнение. Личностная позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
При возникновении конфликта важно:
- выяснить мотивы конфликта,
- правильно, психологически точно анализировать любой конфликт;
- находить и реализовывать наиболее эффективные способы разрешения;
- сохранять нормальный психологический климат в коллективе (классе)
Для разрешения конфликта необходимо:
- разъяснение требований, пояснение конечного результата, уровень результата ;
- использовать координарные и интеграционные механизмы;
- четко определить общеорганизационные комплексные цели.
Правила успеха
1. Никогда не опускайте руки, пока мы живы – способны улучшить свою жизнь. 2. Когда вам плохо, найдите того, кому еще хуже, и помогите ему – вам станет значительно лучше 3. Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы другие люди относились к вам. 4. Анализируйте каждый прожитый день: учиться лучше на своих ошибках. 5. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм .Помните: злиться на других – бесполезное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим делам. Что было, то было. 6. Запомните: никто никому ничего не должен. 7. Никогда не принимай опрометчивых решений. В трудных ситуациях постарайся успокоится, подумай, каково будет окружающим тебя людям от твоего решения. 8. Умей сопоставлять собственные интересы с общественными, уважай интересы других людей.На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Зачастую проблемы дома действительно делают ребенка агрессивным по отношению к другим. Ребенок начинает вести себя по примеру своих близких ( грубит, дерется с одноклассниками и т.п.) К тому же в таких ситуациях опираться на помощь родителей не приходиться. Я считаю , что педагог должен проявить терпимость к такому ребенку, чтобы еще больше не накалять обстановку. Надо создать ситуацию, когда ребенок чувствует в учителе поддержку, понимание.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Я с Вами полностью согласно. Нужно уметь видеть в детях хорошее, почаще хвалить , их, поддерживать, давать советы и учитывать их мнение тоже.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
1. Наиболее важными принципами педагогического общения с ребенком считаю: принцип доброжелательности, принцип доверия, принцип индивидуальности.
2. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо путем разъяснения добиться примирения. Это могут быть примеры из жизни, создание ситуаций, которые косвенно повлияют на разрешение конфликтной ситуации.
3. Прежде всего быть компетентным во всех областях знаний, соблюдать свою честь и стремиться не нарушать чужую честь.
Тастемирова Зульфия Капизовна, учитель английского языка МБОУ Наримановского района "СОШ №7", зам. директора по ВР
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте коллеги! На мой взгляд в общении с ребенком важно со стороны педагога быть честным , быть доброжелательным и к каждому ребенку подходить индивидуально.
Если возникли конфликтные ситуации то необходимо успокоиться и на это посмотреть как бы со стороны и может быть в данном случае ничего страшного и не произошло, и постараться найти истинную причину конфликта.
В своей практике я применяю следующие способы общения с родителями, я провожу совместные родительские собрания, на которые приглашаются ребята, родители и иногда учителя, на которых в игровой форме мы обсуждаем конфликтные ситуации, которые произошли и могут произойти и совместно ищем выход из этих ситуации .
С уважением Фатима Аруновна, учитель МБОУ Наримановского района "СОШ №7", Астраханской области.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
С уважением, Любовь Андреевна.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Представляю участникам форума мнение учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г.Нариманов" Николаевой Лидии Ивановны:
"Я считаю наиболее важным принцип «Не навреди!», а также принцип успешности. Педагог должен поддерживать ребёнка своим словом, жестом, способствовать притягательности школы с глазах ребёнка.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
С уважением, Ермекова Назифа Исетовна,учитель истории МОУ "Пойменская СОШ имени Героя РФ Кадырбулатова Р.В." Приволжского района Астраханской области
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте! Вы затронули очень актуальную тему. Считаю, что в современном мире именно не хватает педагогического общения и такта в первую очередь среди нас педагогов. Ведь главное в общении это взаимопонимание и терпимое отношение друг к другу, умение видеть в человеке хорошее. Ведь дети это наше отражение и если они видят в нас справедливого и надежного друга, то и во взрослой жизни они будут стараться поступать также. В своей работе считаю главным создание в классе доброго психологического климата. есть замечательное правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться - обеспечь им первый успех!
Липчанская Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ"Верхнекалиновская СОШ"
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Ильмира Абсалямова.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Общение ученика с учителем должено стоиться с учетом особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди детей очень высок процент детей, испытывающих разного рода трудности при общении в коллективе. Это могут быть гиперобщительные дети, мешающие вести урок или дети, боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление не знающих или невнимательных. Такие дети требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Я постоянно использую различные формы невербального общения – обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться. Это успокаивает ребенка, вселяет в него уверенность, ощущение того, что учитель к нему хорошо относится. Для младшего школьника особенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое ни в коем случае не зависит то его реальных успехов.
С уважением, Васильева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ"Верхнекалиновская СОШ"
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. В своей работе с детьми я всегда придерживалась принципа НЕ НАВРЕДИ, ни словом, ни делом. Когда-то,ещё в начале своей трудовой деятельности, в книге В. Астафьева "Царь-рыба" я обратила внимание на следующие слова: "...дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всё наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда. И ещё: какие бы они ни были, большие, умные, сильные, они всегда нуждаются в нашей защите и помощи." Эти слова до сих пор являются для меня принципом общения с детьми.
оксана мордасова
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
И ещё несколько полезных файлов.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Я согласна,что в любой ситуации надо не терять своего самообладания,уметь сдерживать себя,но ,иногда,бывают такие ситуации,в которых ты срываешься!Потом самой становится стыдно .Я тоже,как большинство учителей,высказавшихся здесь,считаю,что надо устанавливать с учениками доброжелательные отношения,чтобы они шли на урок не боясь.Сама я придерживаюсь демократического стиля общения с учениками.Когда они тебе доверяют намного проще строить отношения и прогнозировать результаты развития личности.Каждый ребенок талантлив по-своему,надо помочь ему разбудить свои таланты.А это можно сделать только относясь к детям с любовью.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Уважаемые коллеги!
Следующие файлы представляют собой целые книги, которые адресованы преподавателям. Их можно использовать в самостоятельной работе над собой, чья деятельность связана с общением.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Основным средством педагогического взаимодействия является речь.
Регулируя отношения «учитель - ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы. В плане внеурочного общения эти детали речи учителя еще более значимы.
Овладеть искусством речи должен и может каждый педагог. Начинается эта работа с изучения соответствующей литературы. В первую очередь будущему учителю можно порекомендовать книги Г.З. Апресяна «Ораторское искусство» (М., 1972), А.Б. Вексера «Тренинг актерского мастерства учителя» (М., 2002), А.А. Мурашова «Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие с успехом» (М., 2000), Е.А. Ножина «Основы советского ораторского искусства» (М., 1981). Продолжая изучать литературу, необходимо чаще выступать, разговаривать с педагогами, учителями школ, товарищами и т.д., каждый раз анализируя собственное выступление и в дальнейшем исправляя допущенные ошибки. Не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.
Следующие упражнения покажут вам слабые места в вашей речевой подготовке и помогут от них избавиться.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Специфика педагогического такта, как формы нравственных отношений, заключается в особой нравственной ответственности учителя - быть ведущим участником общения, педагогического процесса. Направлять, организовывать и поддерживать условия процесса, регулируя возможные противоречия таким образом, чтобы педагогическое воздействие сохраняло доброжелательные условия и личностные отношения.Существует немало приемов, пользуясь которыми, учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта:
С уважением,Татьяна Евгеньевна Лещева, учитель информатики МБОУ "Лиманская СОШ №1", п.Лиман, Астраханская область.
Людмила Васильевна! Коллеги!
Другие муниципалитеты имеют возможность дать анонс своих сетевых мероприятий.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Уважаемая Людмила Викторовна!
Я очень рада за Вашу школу. Хотелось, чтобы Вы поделились с опытом работы Вашего коллектива по формированию доброжелательных отношений с учащимися. Прикрепляйте файлы с педагогическими советами, различными мероприятиями,тестами. Делитесь опытом, от Вас этого ждут!
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
В первую очередь конфликтные ситуации, на мой взгляд возникают из-за недооценивания детей (не в плане учебной оценки, а в плане эмоционально-психологических реакций). Учитель может по неосторожности создать ситуацию, в которой ученик почувствует себя уязвленным. Один ребёнок молча "проглотит обиду", а другой вызовет учителя на конфликт. Поэтому мы не должны воспринимать детей как несмышлёнышей, а относиться к ним как ко взрослым, только лишенным части жизненного опыта. Ну и всегда выручит юмор, шутка, которая разрядит ситуацию.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Конфликтыи конфликтные ситуации между педагогами и учащимися - обычное явление в школьной жизни. Только сегодня они стали происходить чаще и агрессивнее.
Две составляющие роли учителя в школе - обучение и воспитание. О качестве обучения и его повышении много говорят и делают. Воспитание учащихся стоит на втором месте после обучения, а должно быть совместно, неотделимо.
Весь негатив в СМИ в адрес педагогов направлен на неумение педагогов управлять ученическим коллективом, незнанием особенностей педагогического общения, отсутствием педагогического такта.
Я считаю, что одним из обязательных модулей повышения квалификации всех педагогических работников должен быть посвящен этим вопросам.
Большую помощь педагогам может оказать школьный психолог. Необходимо организовать работу психолога по выявлению проблем взаимодействия педагогов и учащихся в образовательном учреждении, разработать комплекс мероприятий по их преодолению. Это могут быть индивидуальные занятия, кружок, педагогические советы, просто диагностика, тестирование.
Главное - постоянное совершенствование воспитательной работы.
Ссылка на методы обучения: http://www.dioo.ru/index.php
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте!
Хочу обратиться к Татьяне Петровне. Ваши учащиеся - ваши советчики. Я считаю, что с этим надо быть осторожнее, и не всегда применять.Учитель с точки зрения учащихся и родителей (это результаты многочисленных опросов и наблюдений), в первую очередь, должен быть профессионалом, вести за собой (быть лидером),быть интересной личностью, иметь хорошие деловые качества. Только в этом случае родители и учащиеся будут его уважать. И только в этом случае они будут ценить ту школу, где их учат такие учителя.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте! Мы рады, что открылся форум по такой интересной теме!
Евгения
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотим мы этого или нет, но конфликт всегда присутствует в педагогическом взаимодействии.Важным моментом процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся.Я думаю , что учитель должен обладать всеми профессиональными качествами.Главным условием установления взаимоотношения воспитанников является сопереживание, сочувствие, которое возникает у учителя в ходе познания учащихся.В своей педагогической деятельности применяю психологические практикумы "Обучение разрешения конфликтов", тесты -опросники Айзенка и Томаса для выявления эмоционального состояния учащихся.Педагогу следует помнить три основных положения, разбирая конфликт:1)вникать в суть конфликта,а не в ситуацию вокруг него 2)опираться не на интересы сторон, а на справедливость 3)относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон - мягко.
ЗахароваЛ.С-учитель истории и английского языка МОУ"Трудфронтская СОШ"
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Может быть конечно существует черта отчуждения между педагогом, родителями и учениками. Ведь нередко можно слышать от родителей упрек в наш адрес, что мы не любим их ребенка или предвзято к нему относимся. Я считаю, что это всё зависит от педагога, ведь это мы профессионалы - педагоги, а не родители наших детей.
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Лебедева Оксана Анатольевна - заместитель директора по ВР. МОУ "Гимназия 3235" г. Знаменск.
Здравствуйте, уважаемая Галина Андреевна! Рада видеть на форуме знакомые лица (курсы "Чудотворы", сентябрь 2009г.) Я думаю, что основная причина конфликтов в школе из-за случайных людей. Из-за тех, кто "случайно" поступил в институт, "случайно" попал в школу. Основным принципом педагогического общения в школе, на мой взгляд, является ... любовь. Любовь к детям, любовь к делу, которое ты выбрал. Случайные люди же, сами испытывая постоянный дискомфорт, не только не могут создать ситуацию успеха для ребенка, не могут ничего вообще создать. Темы, предложенные Вами, действительно очень важны. Не случайно пару лет назад заседания методического объединения классных руководителей в нашей гимназии мы посвятили именно им. Могу посоветовать замечательную брошюру, которая мне очень помогла в разработке заседаний методического объединения классных руководителей тогда. Это Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.-Волгоград: Учитель, 2005 г. Конечно, лучше в трудной ситуации конфликта не оказываться, ведь конфликт легче предупредить... Но если это случилось, основной совет - попытаться взглянуть на получившуюся ситуацию с позиции 3-х сторон: ученика, родителя, учителя, далее расставить приоритеты, продумать тактику. В рекомендованной брошюре подробно описаны стили поведения в конфликтной ситуации.
С уважением, Оксана Анатольевна Лебедева.
Евгения
На: Педагогическое общение и педагогический такт.
Спасибо, Оксана Анатольевна за конкретный совет. Может можете поделиться сценариями? Здесь на форуме!
Ирина Михайловна .
Спасибо. А совет, рекомендации? Очень хорошо , что подняли проблему взаимоотношений с родителями. Наверняка в школе есть позитивный опыт?