Статья о балловой системе оценивания учащихся
Работая учителем начальных классов в общеобразовательной школе, я обнаружила несколько противоречий образовательного процесса. Одно из этих противоречий заключается в том, что существует различие между оценкой знаний учащихся, выводимой учителем и самооценкой самих учащихся.
Передо мной встала проблема в том, каким образом учитель должен строить свой учебный процесс, чтобы разрешить это противоречие?
И ответ на вопрос я получила, когда познакомилась со Способом диалектического обучения (далее СДО), авторами которого являются А.И.Гончарук, В.Л.Зорина.
После посещения курсов, изучения литературы, стала внедрять этот Способ в учебный процесс. Достоинствами Способа диалектического обучения, считаю:
· ориентацию на творческий уровень развития ребенка;
· универсальность алгоритма работы с любой информацией — учебной и внеучебной;
· материализация оценки.
Целью моей работы стало освоение и внедрение СДО в учебный процесс с целью повышения качества образования, мотивации, создание образовательного пространства, в котором средством формирования научного мировоззрения учащихся и сохранения их здоровья выступает СДО.
На открытом уроке русского языка во 2 «е» классе по теме «Слова-предметы» я показала материализацию оценки. Учитель предупреждает в начале урока, какое количество баллов нужно набрать, чтобы получить ту или иную оценку. Например, «5» -7 баллов, «4» - 6-5 баллов, «3» - 4-3 балла, «2» - меньше 2 баллов.
Учащийся на уроке может получить дополнительно 0,5 баллов за активность в течение всего урока, хорошее поведение, порядок на рабочем месте, готовность к уроку, аккуратность записей в тетради, но если у учащегося есть замечания по поведению, небрежность в оформлении тетради или неполная готовность к уроку, то баллы учитель может снять. По 1 баллу можно получить за дополнение к ответу, хороший вопрос, нахождение ошибки в речи учащихся, 2 балла - за ответ-суждение или приведение дополнительного материала, еще не изученного в школе.
Количество баллов по теме определяет учитель, проанализировав задания к уроку. Ученик «заявляет» оценку, которую хочет получить на уроке. В дальнейшем учителю будет трудно контролировать каждого ученика и появится необходимость выбирать сменного координатора, то есть передать часть управленческой функции труда учащимся, в должностные обязанности которого входит учет всех операций труда, выполняемых учеником. На обобщающих уроках может быть два или три координатора. Постепенно функции координаторов урока передаются всем детям, и они начинают самостоятельно оценивать свою работу.
После введения балловой системы оценки во 2 «е классе» повысилась дисциплина на уроке, активность учащихся, много дополнительной информации дети стали читать по окружающему миру, чтобы блеснуть своими знаниями по определенной изучаемой теме.
Материализация оценки в процессе обучения учащихся потребует от учителя создания для них таких условий работы, при которых они смогут получить заявленную оценку. Учитель вынужден вывести учащихся в процессе обучения на уровень сложной кооперации с большой степенью разделения труда.
Литература:
1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Русский язык , 2 класс, М.: «Баласс»,1997;
2. Е.В.Бунеева, Л.Ю., Л.Ю.Комиссарова, Русский язык 1-2 классы, методические рекомендации для учителя, М.: «Баласс»,2000;
3. В.Л.Зорина, В.С.Нургалеев, Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством Способа диалектического обучения, Монография, 3-е издание, Красноярск, 2005.
|
На: Статья о балловой системе оценивания учащихся
Меня очень заинтересовал Ваш опыт! Хорошая идея. Эти методом же можно и повышать учебную мотивацию, и работать над личностными характеристиками ребенка, формировать навыки самоконтроля. Возьму себе на заметку!
На: Статья о балловой системе оценивания учащихся
Спасибо, я рада, что вас это заинтересовало.