Основным субъектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием качеств, свободно и достойно проявляющих свое личностное «Я».
Поворот школы к личности подготовлен рядом факторов. Это, прежде всего, социальные преобразования, происходящие в обществе, это и новые достижения в сфере психологии и педагогики - наук о человеке, его формировании и развитии. В настоящее время педагогические коллективы, и в частности каждый классный руководитель, в центр своей деятельности поставили личность РЕБЕНКА и направили усилия на создание благоприятных условий для его воспитания и развития.
Что же такое «ЛИЧНОСТЬ»? Личность- это категория, которая определяет человека как социальное существо и включает в себя следующие характеристики ( параметры ):
- образованность
- воспитанность
- социализированность
- направленность
- культура
- развитость психических процессов и свойств личности
- физическое развитие и здоровье
Перед классным руководителем стоит задача отследить предварительные, промежуточные и итоговые результаты своей педагогической деятельности для корректировки и уточнения форм и методов этой деятельности с целью более высокого развития учащихся, создавая необходимые для этого условия. Какие же требования выдвигаются к изучению личности?
1) направленность на выявление особенностей развития ученика;
2 сопоставление результатов прошлых и сегодняшних исследований;
3) исследования в течение всех лет обучения учащихся;
4) выявление потенциальных возможностей развития ученика;
5) направленность на решение педагогической задачи;
6) педагогический оптимизм;
7) учет возрастных особенностей;
8) охват всех учащихся;
9) систематичность и комплексность.
Идеями воспитания и развития личности пронизана концепция модернизации российского образования и «Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи РТ». Именно эти документы стали основополагающими в жизнедеятельности современной школы, каждого педагогического коллектива и ,прежде всего, каждого классного руководителя, среди основных функциональных обязанностей которого предусматривается аналитико-диагностическая деятельность .
В последнее время и ученые-педагоги, и педагоги-практики говорят о педагогической диагностике, и о ее применении в сфере деятельности любого классного руководителя. Что же такое диагностика? Термин «диагностика» образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и буквально истолковывается как «различительное познание». Возникнув в медицине, понятие «диагностика» вышло далеко за ее пределы. Такое внимание к диагностике определяется тем, что:
- изучение специфических особенностей диагностической деятельности имеет практическое значение для всех сфер деятельностиклассного руководителя, которому приходится решать задачи распознавания внутреннего состояния ученика.
- диагностирование обеспечивает эффективное применение теоретических знаний в воспитательном процессе.
Согласно современному общенаучному представлению, под понятием «диагностика» в педагогике понимают распознавание состояния определенного ученика или классного коллектива путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующее его отнесение к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Структура педагогического диагностирования состоит из следующих этапов:
1. Определение оптимального количества быстроизмеряемых показателей, которые
объективно отражают состояние ученика или классного коллектива.
2. Измерение данных показателей у учащихся класса.
3. Анализ полученных данных и сравнение их с нормой.
4. Диагноз, обобщение всех полученных данных, отнесение личности учащегося к определенной диагностической категории, группе, вывод о личности учащегося.
Чем диагностическое изучение и оценка учащегося отличается от традиционного оценивания? При диагностическом подходе учитываются следующие факторы:
- изучение учащихся осуществляется на основе регистрации и качественных и количественных показателей; объективно отражающих состояние ученика или всего класса в целом;
- при изучении используются объективные, надежные, строгоформализованные, проверенные практикой методики или их гармоническое сочетание.
Строгоформализованные методики предусматривают использование:
· тестов
· диагностических срезов
· опросников
· методов математической статистики
· методик, предусматривающих проектную деятельность учащихся
· психофизических методик
Для этих методик характерно:
· определенная регламентация ( точное соблюдение инструкций )
· невмешательство исследования в деятельность испытуемого
· стандартизация проведения обработки и представления результатов изучения
· надежность, устойчивость результатов исследования при первичном и повторном применении
· диагностика одних и тех же изучаемых.
· Валидность (действенность, практическая пригодность выбранной методики)
Малоформализованные методики включают в себя такие методы как:
- наблюдение
- беседы
- анализ продуктов деятельности
- интервью
При формировании пакета методик и организации педагогического диагностирования МО
классных руководителей нашей школы учитывало рекомендации, разработанные специалистами ИРО РТ:
1) Количество регистрируемых ( измеряемых ) параметров той или иной применяемой методики должно быть оптимальным; небольшим. Обычно 3-7 показателей по каждому направлению работы, развития. Чрезмерное количество показателей затрудняет анализ, подготовку вывода; постановку диагноза.
2) Отобранные показатели должны отражать сущность учащегося и его состояния.
3) Выбранные показатели должны быть быстрорегистрируемыми ( быстроизмеряемыми ).
4) В процессе анализа полученных данных и постановки диагноза суммируются все показатели и, в первую очередь, определяют важные «весовые» коэффициенты зарегистрированных показателей.
Первичной задачей аналитико-диагностической деятельности коллектива классных руководителей нашей школы с учетом данных рекомендаций является выбор системы критериев и небольшого количества показателей или выбор модели учащегося; модели личности школьника.
Например, это могут быть такие компоненты личности как:
- образованность
- воспитанность
- социализированность
- направленность личности
- культура
- развитость психических процессов и свойств личности
- физическое развитие и здоровье
Все эти компоненты не имеют четко выраженных границ между собой, они взаимодействуют, проникая друг в друга. Данные компоненты не только зависят от ядра личности - ее направленности, но и сами влияют на это ядро. . На основе данных критериев разрабатываются диагностические карты (показатели), в которых фиксируются необходимые параметры. Ну, а теперь познакомимся с минимальным необходимым набором методик (технологий) для диагностирования личности учащегося .Учитывая особенности нашей школы, пакет методик состоит из:
-методики диагностики сформированности классного коллектива:
- Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе», автор М.И.Рожков.
- Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллективов», автор О.В.Лившина.
- Социометрия.
- Авторская методика Н.В.Назаровой «Контроль течения адаптации ребенка младшего школьного возраста в школьном коллективе» разработана совместно со школьным психологом.
- Методические рекомендации Щурковой Н.Е. легли в основу авторской программы Н.В.Назаровой «Личность-коллектив» для учащихся младшего школьного возраста.
- методики для исследования удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в классном коллективе:
- Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения, автор А.А.Андреев.
- Анкета для старшеклассников «Определение состояния взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе», а также динамику его развития автора Л.Байбородовой.
- методики для изучения процесса и результата развития личности учащихся:
- Методика «Пословицы» для определения уровня нравственной воспитанности подростков 13-17 лет и выяснения особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе, автора М.И.Петровой.
- Методика «Размышления о жизненном опыте» авторов Н.Е.Щурковой, В.М.Ивановой; Т.В.Павловой; Е.Н.Степановой.
- Диагностика интеллектуального развития личности п/р Б.Ф.Ломова
- Методика «Корректирующая проба»- диагностика внимания
- Методика «Память на образы»- диагностика зрительной памяти
- Методика «Оперативная память» - диагностика слуховой памяти
· Пакет диагностических методик В.И.Андреева
· Диагностика воспитательной работы в классе О.В.Татаренко
Отдельно хотелось бы остановиться на процессе изучения уровня воспитанности школьников.
Воспитанность - это мера соответствия личности школьника определённым качеством модели, отражающей ценностные отношения к себе, к обществу, к государству.
В настоящее время для характеристики воспитанности учёные предлагают ряд интегральных отношений к общечеловеческим ценностям:
- Отношение к человеку
- К труду
- К обществу
- К знаниям
- К себе
- К природе
- К родителям
- К искусству
Выявлять, тем более измерять, воспитательные результаты чрезвычайно сложно. Педагоги-практики и классные руководители понимают, что формирующаяся личность школьника подвижна и динамична, поэтому диагностико- аналитическая деятельность необходима не столько для коррекции, сколько для предупреждения отклонений в воспитании детей и для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки в индивидуальном маршруте развития каждой личности. Изучение уровня воспитанности - средство выбора оптимального решения в развитии личности. Для того чтобы понять и достойно оценить ученика, необходимо видеть его индивидуальную неповторимость понять его сущность и учитывая при этом разносторонние суждения о нём и его личную самооценку.
При выборе имеющихся методик изучения уровня воспитанности школьников следует пользоваться диагностическими разработками Н.Ф.Масловой, Н.Е.Щуркиной, В.Н.Шныревой. Профессор Е.В.Бондаревская предлагает выделять при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
- высокий уровень, когда личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности;
- достаточный уровень, когда у ребенка в основном сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
- низкий уровень,когда личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию;
- неудовлетворительный уровень, когда личность становится саморазрушающейся, склонной к асоциальному поведению;
Доктор педагогических наук профессор Н.Е.Щуркова в методике изучения уровня воспитанности выделяет три уровня
- высокий
- средний
- низкий
Но нужно помнить, что предлагаемые показатели уровня воспитанности являются примерными и ориентировочными, они не исчерпывают весь арсенал качественных характеристик личности и предлагаются в качестве основы для создания полного их набора с учетом профессиональных возможностей классного руководителя, типа школы и местных региональных условий.
В своей практической деятельности МО классных руководителей нашей школы пришло к выводу, что диагностика воспитанности детей, изучение состояния воспитательного процесса и эффективности системы классного руководителя не могут быть самоцелью, эти диагностические процедуры позволяют выполнять ряд других функций (аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую), без которых деятельность классного руководителя не может быть плодотворной.
|