Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностико-аналитическая деятельность классного руководителя

Фото пользователя Галина Александровна Мищенко
Размещено: Галина Александровна Мищенко - пн, 02/11/2009 - 16:43

 

Основным субъектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием качеств, свободно и достойно проявляющих свое личностное «Я».
Поворот школы к личности подготовлен рядом факторов. Это, прежде всего, социальные преобразования, происходящие в обществе, это и   новые достижения в сфере психологии и педагогики - наук о человеке, его формировании и развитии. В настоящее время педагогические коллективы, и в частности каждый классный руководитель, в центр своей деятельности поставили личность РЕБЕНКА   и направили усилия на создание благоприятных условий для его воспитания и развития.
           Что же такое «ЛИЧНОСТЬ»? Личность- это категория, которая определяет человека как социальное существо и включает в себя следующие характеристики ( параметры ):
- образованность
- воспитанность
- социализированность
- направленность 
- культура
- развитость психических процессов и свойств личности
- физическое развитие и здоровье
 Перед классным руководителем стоит задача отследить предварительные, промежуточные и итоговые результаты своей педагогической деятельности для корректировки и уточнения форм и методов этой деятельности с целью более высокого развития учащихся, создавая необходимые для этого условия. Какие же   требования выдвигаются к изучению личности?
1) направленность на выявление   особенностей развития ученика;
2   сопоставление результатов прошлых и сегодняшних исследований;
3) исследования в  течение всех лет обучения учащихся;
4) выявление потенциальных возможностей развития ученика;
5) направленность на решение педагогической задачи;
6) педагогический оптимизм;
7) учет возрастных особенностей;
8) охват всех учащихся;
9) систематичность и комплексность.
 
    Идеями воспитания и развития личности пронизана концепция модернизации российского образования и «Программа развития воспитания детей и учащейся молодежи РТ». Именно эти документы стали основополагающими в жизнедеятельности современной школы, каждого педагогического коллектива и ,прежде всего, каждого классного руководителя, среди основных функциональных обязанностей которого предусматривается аналитико-диагностическая деятельность .
В последнее время и ученые-педагоги, и педагоги-практики говорят о педагогической диагностике, и о ее применении в сфере деятельности любого классного руководителя. Что же такое диагностика? Термин «диагностика» образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и буквально истолковывается как «различительное познание». Возникнув в медицине, понятие «диагностика» вышло далеко за ее пределы. Такое внимание к диагностике определяется тем, что:
  • изучение специфических особенностей диагностической деятельности имеет практическое значение для всех сфер деятельностиклассного руководителя, которому приходится решать задачи распознавания внутреннего состояния ученика.
  •  диагностирование обеспечивает эффективное применение теоретических знаний в воспитательном процессе.
   Согласно современному общенаучному представлению, под понятием «диагностика» в педагогике понимают распознавание состояния определенного ученика или классного коллектива путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующее его отнесение к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
 
Структура педагогического диагностирования состоит из следующих этапов:
1.      Определение оптимального количества быстроизмеряемых показателей, которые
      объективно отражают состояние ученика или классного коллектива.
2.      Измерение данных показателей у учащихся класса.
3. Анализ полученных данных и сравнение их с нормой.
4.      Диагноз, обобщение всех полученных данных, отнесение личности учащегося к определенной диагностической категории, группе, вывод о личности учащегося.
 
Чем  диагностическое изучение и оценка учащегося отличается от традиционного оценивания? При диагностическом подходе учитываются следующие факторы:
- изучение учащихся осуществляется на основе регистрации и качественных и количественных показателей; объективно отражающих состояние ученика или всего класса в целом;
- при изучении используются объективные, надежные, строгоформализованные, проверенные практикой методики или их гармоническое сочетание.
Строгоформализованные методики предусматривают использование:
·        тестов
·        диагностических срезов
·        опросников
·        методов математической статистики
·        методик, предусматривающих проектную деятельность учащихся
·        психофизических методик
Для этих методик характерно:
·        определенная регламентация ( точное соблюдение инструкций )
·        невмешательство исследования в деятельность испытуемого
·        стандартизация проведения обработки и представления результатов изучения
·        надежность, устойчивость результатов исследования при первичном и повторном применении
·        диагностика  одних и тех же изучаемых.
·        Валидность (действенность, практическая пригодность выбранной методики)
 
Малоформализованные методики включают в себя такие методы как:
- наблюдение
- беседы
- анализ продуктов деятельности
- интервью
При формировании пакета методик и организации педагогического диагностирования МО  
классных руководителей нашей школы учитывало рекомендации, разработанные специалистами ИРО РТ:
1) Количество регистрируемых ( измеряемых ) параметров той или иной применяемой методики должно быть оптимальным; небольшим. Обычно 3-7 показателей по каждому направлению работы, развития. Чрезмерное количество  показателей затрудняет анализ, подготовку вывода; постановку диагноза.
2) Отобранные показатели должны отражать сущность учащегося и его состояния.
3) Выбранные показатели должны быть быстрорегистрируемыми ( быстроизмеряемыми ).
4) В процессе анализа полученных данных и постановки диагноза суммируются  все   показатели и, в первую очередь, определяют важные «весовые» коэффициенты зарегистрированных  показателей.
 
Первичной задачей аналитико-диагностической деятельности коллектива классных руководителей нашей школы с учетом данных рекомендаций является выбор системы критериев и небольшого количества показателей или выбор модели учащегося; модели личности школьника.
Например,  это могут быть такие компоненты личности как:  
- образованность
- воспитанность
- социализированность
- направленность личности
- культура
- развитость психических процессов и свойств личности
- физическое развитие и здоровье
Все эти компоненты не имеют четко выраженных границ между собой, они взаимодействуют, проникая друг в друга. Данные компоненты не только зависят от ядра личности - ее направленности, но и сами влияют на это ядро. . На основе данных критериев разрабатываются диагностические карты (показатели), в которых фиксируются необходимые параметры. Ну, а теперь познакомимся с минимальным необходимым набором методик (технологий) для диагностирования личности учащегося .Учитывая особенности нашей школы, пакет методик состоит из:
-методики диагностики сформированности классного коллектива:
  • Методика «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе», автор   М.И.Рожков.
  • Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллективов», автор О.В.Лившина.
  • Социометрия.
  • Авторская методика Н.В.Назаровой «Контроль течения адаптации ребенка младшего школьного возраста в школьном коллективе» разработана совместно со школьным психологом.
  • Методические рекомендации Щурковой Н.Е. легли в основу авторской программы   Н.В.Назаровой «Личность-коллектив» для учащихся младшего школьного возраста.
- методики для исследования удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в классном коллективе:
  • Комплексная методика для изучения  удовлетворенности родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения, автор А.А.Андреев.
  • Анкета для старшеклассников «Определение состояния взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе», а также динамику его развития автора Л.Байбородовой.
- методики для изучения процесса и результата развития личности учащихся:
  • Методика «Пословицы» для определения уровня нравственной воспитанности подростков 13-17 лет и выяснения особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе, автора М.И.Петровой.
  • Методика «Размышления о жизненном опыте» авторов Н.Е.Щурковой, В.М.Ивановой; Т.В.Павловой; Е.Н.Степановой.
  • Диагностика интеллектуального развития личности п/р Б.Ф.Ломова
- Методика «Корректирующая проба»- диагностика внимания
- Методика «Память на образы»- диагностика зрительной памяти
- Методика «Оперативная память» - диагностика слуховой памяти
·        Пакет диагностических методик В.И.Андреева
·        Диагностика воспитательной работы в классе   О.В.Татаренко
Отдельно хотелось бы остановиться на процессе изучения уровня воспитанности школьников.
Воспитанность - это мера соответствия личности школьника определённым качеством модели, отражающей ценностные отношения к себе, к обществу, к государству.
В настоящее время для характеристики воспитанности учёные предлагают ряд интегральных отношений к общечеловеческим ценностям:
         - Отношение к человеку
         - К труду
         - К обществу
         - К знаниям
         - К себе
         - К природе
         - К родителям
         - К искусству
 
Выявлять, тем более измерять, воспитательные результаты чрезвычайно сложно. Педагоги-практики и классные руководители понимают, что формирующаяся личность школьника подвижна и динамична, поэтому диагностико- аналитическая деятельность необходима не столько для коррекции, сколько для предупреждения отклонений в воспитании детей и для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки в индивидуальном маршруте развития каждой личности. Изучение уровня воспитанности - средство выбора оптимального решения в развитии личности. Для того чтобы понять и достойно оценить ученика, необходимо видеть его индивидуальную неповторимость понять его сущность и учитывая при этом разносторонние суждения о нём и его личную самооценку.
При   выборе имеющихся методик изучения уровня воспитанности школьников следует пользоваться диагностическими разработками Н.Ф.Масловой, Н.Е.Щуркиной, В.Н.Шныревой.    Профессор Е.В.Бондаревская предлагает выделять при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:
высокий уровень, когда личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности;
достаточный уровень, когда  у ребенка в основном сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.
низкий уровень,когда личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию;
неудовлетворительный уровень, когда личность становится саморазрушающейся, склонной к асоциальному поведению;
Доктор педагогических наук профессор Н.Е.Щуркова   в методике   изучения уровня воспитанности выделяет три уровня
- высокий
- средний
- низкий
Но нужно помнить, что предлагаемые показатели уровня воспитанности являются примерными и ориентировочными,   они не исчерпывают весь арсенал качественных характеристик личности и предлагаются в качестве основы для создания полного их набора с учетом профессиональных возможностей классного руководителя, типа школы и местных региональных условий.
В своей практической деятельности МО классных руководителей нашей школы пришло к выводу, что диагностика воспитанности детей, изучение состояния воспитательного процесса и эффективности системы классного руководителя не могут быть самоцелью, эти диагностические процедуры позволяют выполнять ряд других функций (аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую), без которых деятельность классного руководителя не может быть плодотворной.

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн