|
ТУРНИР ЗНАТАКОВ
|
|
|
|
|
Размещено: Светлана Александровна васильева - пт, 16/10/2009 - 22:21 |
Цель: в игровой форме закрепить и обобщить знания по фонетике, орфоэпии, орфографии, пунктуации, стилистике, полученные в ? полугодии; получить новые языковые сведения; развить интерес к русскому языку как учебному предмету; раскрыть творческие способности учеников; привить любовь и бережное отношение к языку. Предварительные задания: придумать название команды (6 человек), девиз; выбрать капитана, который пишет “Оду русскому языку”; подготовить по 2 вопроса соперникам по изученным параграфам учебника Бабайцевой В.В., Чесновокой Л.Д. “Русский язык. Теория: 5-9 кл.”; решить задачу-шутку “И с той стороны, и с другой стороны”. I. Вступительное слово. Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он – язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете За “круглым столом” Разговаривайте на нём: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. - Вероятно, все согласятся с автором стихотворения “Русский язык” А. Яшиным. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского языка между двумя командами. Данная встреча позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Победитель определяется по количеству жетонов. Наше жюри (представление членов) будет внимательно следить за ходом турнира, подсчитывать баллы и подведёт итоги. II. Визитная карточка. - Прошу команды представиться. Каждая команда сообщает своё название и произносит девиз. III. Турнир. - Начинаем наш турнир. Тур первый. Домашнее задание. Задание. Дайте ответы на вопросы задачи-шутки. И с той стороны, и с другой стороны. …Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуй, отец”, - говорит боец. А старик ему в ответ: “Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай”. Задумался боец. Может, вы ему поможете? Ответы: дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак. Тур второй. Разминка. Задание. Задайте соперникам подготовленные дома вопросы. Тур третий. Занимательная орфоэпия. Задание. Расставьте ударения.карточка для 1-й команды карточка для 2-й команды баловать звонит каталог квартал облегчим повторим средства хозяева феномен закупорить упрочение обеспечение досуг приговор вы правы на выборах августовский кухонный завидно исчерпать щавель столяр ходатайствовать осведомиться Ответы. 1-я команда: баловать, каталог, облегчим, средства, феномен, упрочение, досуг, вы правы, августовский, завидно, щавель, ходатайствовать; 2-я команда: звонит, квартал, повторим, хозяева, закупорить, обеспечение, приговор, на выборах, кухонный, исчерпать, столяр, осведомиться. Тур четвёртый. Алфавит вокруг нас. Задание. В алфавитном порядке напишите названия окружающих вас предметов и вещей, находящихся в помещении. Обязательно покажите, где расположен названный предмет. Тур пятый. Мы стилисты. Задание. Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль. Карточки одинаковы для каждой команды. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (надела шубу) К праздничному столу купили пять кило банан. (пять килограммов бананов) Врачиха выписала мне лекарство. (врач) Я познакомился с ужасно красивой девушкой. (ужасно – лишнее) В Индии живут индейки, а в Корее – корейки. (индианки, кореянки) На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие) Отсюдова было хорошо видно море. (отсюда) Я предъявил оплоченный чек. (оплаченный) Мальчик добился пересиления чувства страха. (пересилил, преодолел чувство страха) В школу я не пошла, так как была заболевши. (заболела) Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (внука восьми лет) Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. (остатки суммы) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. (этажерку с четырьмя ножками) Учащиеся, не сдавшие экзамен, будут повешены в вестибюле. (повешены списки учащихся) Тур шестой. Загадочная фонетика. Задание. Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи.карточка для 1-й команды карточка для 2-й команды [мч'аца] [л'й'оца] [р'иб'на] [л'аск] [аб'й'ат] [в'й'эст] [патп'ищ'ик] [раскащ'ик] [д’в’ирнaй’а] [ч'oрнава] Ответы. 1-я команда: мчаться, рябина, объят, подписчик, дверной; 2-я команда: льётся, лязг, въезд, рассказчик, чёрного. Тур седьмой. Корректоры. Задание. Прочитайте, исправьте орфографические и пунктуационные ошибки. Карточки одинаковы для каждой команды. Лес прекрастное место отдыха но лесная глуш может обернуца для человека пагибелью. Очировываит и одновременно ужасает древестное царство дримучего леса. Саеденились карнями сплились ветками и засланили небестный простор гиганские дубы и магучии сосны и ели. Громоские поволившиеся ствалы да непрохадимые заросли кустарников никому недают проложить сдесь трапу ни человеку ни зверю. В горесном паложении окажеться заблудившийся в этой чяще человек. Ответ: Лес – прекрасное место отдыха, но лесная глушь может обернуться для человека погибелью. Очаровывает и одновременно ужасает древесное царство дремучего леса. Соединились корнями, сплелись ветками и заслонили небесный простор гигантские дубы и могучие соны и ели. Громоздкие провалившиеся стволы да непроходимые заросли кустарников никому не дают проложить здесь тропу: ни человеку, ни зверю. В горестном положении окажется заблудившийся в этой чаще человек. Игра со зрителями. Задание. Ответьте на вопросы. Ответы. Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол) Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня) Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик) Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о) Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я) Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п) В каком слове сорок гласных? (сорок – а) Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок) Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит) Что стоит в середине земли? (буква м) Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и) Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица) Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь) Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па) Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент? (кочегар – кочерга) Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик) Какую часть сова можно в земле найти? (корень) Какую сточку не может прочесть ни один учёный? (сточка – “сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи”) Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог – “внешний повод к чему-нибудь”, наречие – “совокупность диалектов какого-либо языка”) Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (точка – “след от прикосновения, укола”, “место в пространстве”, “место, пункт, где что-либо происходит”) Тур восьмой. Четвёртое лишнее. Задание. Найдите одно лишнее из четырёх предложенных вариантов. Карточки одинаковы для каждой команды. существительное, наречие, сказуемое, предлог улететь, убежать, упрекнуть, уплыть прилагательное, числительное, союз, местоимение лингвистика, фонетика, морфемика, грамматика [а], [ы], [й], [э] чай-ка, професс-ия, за-кричать, пере-хотеть помогать бабушке, смотреть печально, интересная брошюра, толстый и тонкий [з], [л], [м], [н] мужчина, счастливый, скворечник, подписчик [ш], [х], [ц], [ч] Ответы: сказуемое; упрекнуть; союз; лингвистика; [й]; профес-сия; толстый и тонкий; [з]; скворечник; [ш]. Тур девятый. Ребусный. Задание. Решите ребусы. Карточки одинаковы для каждой команды. Что лучше? Новогодний Ответы: Что лучше: О дно н(т) ыне луч(и) шед вух завтра. Новогодний: (пл)от кры(ша) ваем календарь, начи нает ся ян(д)ва р(е)ь. Игра со зрителями. Задание. Решите ребус и отгадайте загадку. Ответ: Сорок одёжек и все без застёжек (капуста). Тур десятый. Конкурс капитанов. Задание. Прочитайте “Оду русскому языку”. Капитан 1-й команды Царитова Анна, 5-а класс Ода русскому языку О, русский язык, О, родной наш язык! Тургенев говорил: “Ты могуч и велик!” Ты самый богатый, Ты самый красивый, Ты образов полон, Чудеснейшей силы! Ты в самой великой стане процветаешь, Ты много секретов и тайн раскрываешь. И каждый ребёнок знает с пелёнок, Что слово греметь может громом на небе, А может и радугой яркой сиять. Ты можешь обидеть, убить человека. Кинжалом?! Нет, фразу лишь грубо сказать. Но если ты хочешь прибавить полвека Иль больше на жизнь человека, То волшебные слова Не забывай ты никогда!!! О, русский язык! Ты был, и ты есть, и ты будешь всегда. Не сыщешь соперника ты никогда! Капитан 2-й команды Ахмедзянова Альмира, 5-б класс Ода русскому языку Великая река вдоль по миру течёт, И воды светлые её поют. По ней корабль красноречия плывёт, И волны вдаль его влекут. А имя той реке – могучий наш язык, К которому душою русский человек привык. В нём слов, что звёзд на небе, и не счесть! Антонимы, синонимы, эпитеты в нём есть. Волною многогранною бежит Собранье букв – наш русский алфавит. И больше сотни там из правил исключений, А сколько мудрых и великих изречений! На нём ещё поныне говорят Все люди русские: и стар, и млад! Приятно говорить на русском языке, Как будто солнце держишь ты в руке. Победитель определяется голосованием болельщиков по количеству жетонов. IV. Подведение итогов, награждение победителей. - Завершился наш турнир знатоков, но не закончилось увлекательное изучение русского языка. Просим жюри подвести итоги и наградить победителей. |
» Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|