АНОХИНА Г И
Игра-конкурс «Гордиев узел» на тему: «Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!»
Задачи: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; уметь определять, как выглядит опасность; воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью; формировать у учащихся твёрдое убеждение того, что огонь – не игрушка; отработать действия при пожаре в школе.
Оборудование: 2 столика (красный и зелёный), две ленты таких же цветов, прикреплённые к висящему на доске обручу; на каждой ленте завязаны 4 узла (у нижнего – прищепка), поднос с карточками – заданиями, кроссворды.
Плакаты: «Спички не тронь,
В спичках – огонь!»
«Чтобы в ваш дом
Не пришла беда,
Будьте с огнём
Осторожны всегда».
Рисунки на противопожарную тематику.
Ход конкурса.
1. Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой с
Злой огонь
Гасить должны!
(Е. Ильин)
С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Огонь выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы: человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Я призываю вас быть всегда осторожными при обращении с огнём и помнить о последствиях пожара. Не забывайте простую истину, ставшую заповедью безопасности: «Опасность легче предупредить, избежать, чем её ликвидировать, бороться с нею».
Сегодня мы проведём интеллектуальную игру – конкурс под названием «Гордиев узел». Команды уже готовы сразиться. Но вначале выясним, что означает выражение «гордиев узел». «Разрубить гордиев узел» - значит, смело, энергично решить сложное дело. Для вас этими узлами будут различные вопросы по пожарной безопасности и проблемы, которые записаны на карточках и обозначены узлами на лентах. У каждой команды – своя лента и свои задачи. Если команда успешно справляется с первой задачей, узел на её ленте будет развязан, и прищепка переместится к другому узлу. Если нет, узел останется, но прищепка поднимется выше, чтобы все видели какой по счёту вопрос стоит на очереди. Вот и все условия конкурса. Начинаем соревнование. Удачи вам!
2. Представление жюри.
3. Приветствие команд (оценивается в 4 балла). Учитывается оригинальность, остроумие, юмор, отражение противопожарного содержания.
4. Вначале блиц – турнир для разминки (3 балла).
№1. Что ты можешь сделать, если на столе загорелась бумага?
№2. Можно ли поджигать тополиный пух?
5. Узел I – Выбери ответ.
Прошу внести поднос с заданиями. Игроки, пожалуйста, забирайте конверты с заданиями. Вы должны дать ответ, сделав свой выбор из предложенных вариантов (текст). На все раздумья – 2 мин.
1 команда:
1. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?
а) в связи с жаркой и сухой погодой
б) неисправность электросети и электроприборов
в) неосторожное обращение и шалости детей с огнём
г) использование неисправных или самодельных отопительных приборов, а также беспечность и небрежность в обращении с огнём
2. Какие вам известны основные факторы пожара?
а) высокая концентрация кислорода
б) воздействие огня (горение), а также высокая температура и теплоизлучение
в) газовая среда
г) задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения
3. Как необходимо действовать при панике во время пожара в общественном месте?
а) бежать как можно быстрее
б) оценить обстановку и убедиться в реальной опасности
в) сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону и помочь тем, кто из-за страха не может двигаться
г) пытаться задерживать обезумевших людей и паникёров и продвигаться к ближайшему выходу, пропуская детей и женщин
4. Что необходимо предпринять, если загорелась деревянная перегородка в соседнем с вашей квартирой поме6щении?
а) Не следует что-либо предпринимать
б) не надо торопиться покидать квартиру
в) следует как можно быстрее покинуть помещение
г) следует вызвать пожарных
5. Как правильно выходить из задымлённого помещения?
а) быстро любым способом
б) защитить глаза и органы дыхания, накрыться плотной влажной тканью и двигаться пригнувшись или ползком
в) идти в сторону не задымлённой лестницы или к выходу, держась за стену, поручни; дышать через влажный носовой платок
2 команда.
1.Назовите основные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.
а) летние грозы
б) нарушения режима труда и отдыха в производственном процессе
в) несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем
г) эксплуатация неисправного оборудования
2. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке?
а) сделать несколько глубоких вдохов и выдохов
б) вернуться в помещение и плотно закрыть дверь
в) дверные щели и вентиляционные отверстия закрыть мокрыми тряпками
г) ждать пожарных или спасателей
3. Как необходимо действовать при панике во время пожара, если отсутствует видимость (задымление, погасло освещение)
а) остановиться и подождать включения освещения или рассеивания дыма
б) дышать через носовой платок или рукав одежды
в) при движении держаться за двери или поручни
г) вести впереди себя детей и держать их за плечи
4.Что необходимо предпринять, если надвигается огненный вал?
а)не следует что-либо предпринимать
б)упасть, прикрывая голову влажной тканью, задержать дыхание
в) закутать голову влажной тканью
г) не дышать, чтобы не получить ожог внутренних органов.
5. Что необходимо предпринять, если загорелась железобетонная перегородка в соседнем с вашей квартирой помещении?
а) не следует что либо предпринимать
б) не надо торопиться покидать квартиру
в) следует как можно быстрее покинуть квартиру
г) следует использовать средства пожаротушения
Отведенное время истекло; обсуждение за столами прекращается. Слушаем по очереди ответы.
Порядок таков: вначале громко и четко нужно зачитать вопрос, затем дать свой ответ. При неверном ответе поправку могут сделать другие игроки, заработав тем самым поощрительные баллы себе и своей команде ( они зачтутся в конце игры ).
6. Узел 2 « Пожарники-тушители»
Состоит конкурс из двух заданий.
1. Ситуационная задача. (5 бал)
1 команда.
Загорелся телевизор. Ваши действия.
2 команда.
В вашей квартире начался пожар. Ваши действия.
2. Огнетушители, правила приведение его в действие.
Огнетушители (средства пожаротушения). Время их действия ограничено до
1мин, в зависимости от его вида и вместимости баллона, поэтому действия при его использовании должны быть чёткими и расчётливыми. (по 4 балла).
1 команда
1.Для чего предназначен огнетушитель химический пенный (ОХП-10)?
а) для тушения последствий пожара
б) для тушения очагов возгорания всех без исключения веществ материалов
в) для тушения очагов возгорания различных веществ и материалов, за исключением электроустановок находящихся под напряжением.
2 какой существует порядок действий для проведения огнетушителя ОХП-10 в готовность для тушения пожара?
а) прочисть спрыск (отверстие) шпилькой (иголкой)
б) поднеси огнетушитель к очагу пожара
в) переверни огнетушитель вверх дном, встряхни и направь струю на очаг загорания
г) подними рукоятку и откинь (переверни) её до отказа на 1800
2 команда:
1.Для чего предназначен огнетушитель углекислотный (ОУ)?
а) для тушения последствий пожара
б) для тушения очагов возгорания различных веществ и материалов
в) для тушений возгораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха и для тушения электроустановок, находящихся под напряжением
2.В какой последовательности приводится в действие углекислотный огнетушитель?
а) нажать на рычаг огнетушителя
б) сорвать пломбу
в) выдернуть чеку
г) направить раструб огнетушителя на пламя
У кого больше баллов- развязать узел.
7. Узел 3. «Шифровальщики».
Командам выдается листок с сеткой кроссворда и вопросами.
Задание: заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы, и прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках.
1 команда.
1.Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? (струп)
2.Остановка пожара на путях его распространения.(локализация)
3.Повреждения тканей тела из-за высокой температуры (ожог)
4. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? (дыхание)
5. Признак ожога 2-й степени. (пузыри)
2 команда.
1.Признак ожога 2-й степени.(пузыри)
2. Средство пожаротушения (огнетушитель)
3. Способ прекращения горения веществ и материалов (охлаждение)
4. Признак ожога 4-й степени (обугливание)
5. Ожог, вызванный пламенем (термический)
Зашифрованное слово «ПОЖАР»
8. Узел 4. «ВИКТОРИНА 01»
За правильный ответ 1 балл, для ответа командам дается 30 секунд; если ответ неверен, то право ответа переходит 2-й команде.
ВОПРОСЫ.(задаются командам по очереди):
1.Что предпринять, если загорелась одежда?(лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать)
2.Что сделаете, увидев человека в горящей одежде? (накрыть покрывалом и плотно прижать его)
3. Можно ли при возникновении пожара прятаться под кровать, скрываться в труднодоступных помещениях, открывать окна? (нельзя, вы подвергаете себя опасности, гибели, затрудняете работу спасателей по выполнению их миссии вашего спасения; открытие окон и дверей увеличит приток воздуха и, значит, усилит огонь)
4. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском плотной мокрой ткани)
5. Как следует реагировать на возгорание? (быстро, используя все доступные средства для тушения огня- вода, мокрая тряпка, песок)
6. Чем опасен пожар? (открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом)
7. Нередко человек в горящей одежде теряет ориентацию, начинает метаться, убегать, тем самым усиливает пламя. Что делать в этом случае?(сбить его с ног, погасить пламя)
8. При пожарах часто происходят отравления угарным газом. Назовите признаки отравления угарным газом. (головная боль, шум в ушах, «стук в висках», общая слабость, тошнота, рвота. При сильном отравлении- сонливость, апатия, нарушение или потеря дыхания, расширение зрачков)
9. Как оказать ПМП пострадавшему при отравлении угарным газом? (немедленно вывести или вынести на свежий воздух, предоставить покой. На голову – холодный компресс, спрыснуть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе. В тяжелых случаях – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца)
10. Что значит ликвидировать пожар? (потушить его, не допустить повторного возгорания)
11. Как оказать помощь при ожоге?
12. Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (удельный вес бензина легче, чем воды. Поэтому, попадая на поверхность бензина, вода опускается вниз, не оказывая должного огнегасительного действия)
13. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (внутри порожней бочки может образоваться взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха)
14. Иногда говорят: «Бензин загорелся». Правильно ли это выражение? (бензин не горит. Горят его пары в смеси с воздухом)
15. Почему в детских учреждениях выходы из помещений устраиваются открывающимися наружу? (чтобы в случае возникновения пожара в дверях не скапливалось большого количества детей)
16. В полдень разразилась гроза. От грозового разряда загорелась конюшня. Что нужно было сделать, чтобы не допустить пожара? ( здание конюшни необходимо было оборудовать грозозащитой)
9. Конкурс болельщиков. «Лучшее исполнение частушек» (5 баллов)
По два представителя от болельщиков каждой команды.
1 команда:
1) Загорелась наша школа,
Я скорей бежать до дома.
Паника – страшней огня!
Все учились без меня…
2) Если вдруг пожар возник,
Ты от страха тут же сник,
Вспомни наше ОБЖ-
И, считай, спасен уже.
3) Вместе мы в поход ходили,
Да костерчик разожгли,
Уходя, не потушили:
Леса нет – одни угли.
2 команда:
1) Дело было на уроке:
Раздался сирены вой.
Все скорее «руки в ноги»
И стремглав бежать домой.
2) Мы сидели на уроке,
Спичками играли…
Ах, как жаль, что ОБЖ
Плохо изучали.
3) Дома мы варили щи,
Газ не выключив, ушли,
Не поесть нам больше щей,
Осталась кучка кирпечей.
10. Подведение итогов. Слово жюри.Награждение победителей.
11. Эвакуация из здания школы.
По договоренности с администрацией школы должен прозвучать школьный сигнал оповещения «ПОЖАР» (длинный, два коротких звонка),или включить пожарную сигнализацию. После чего учащиеся эвакуируются через запасные выходы из школы.
|