|
Интеллектуально – творческая играИгра «Орешек знаний тверд» по теме Государственные символы России»
|
|
|
|
|
Размещено: Галина Ивановна Анохина - сб, 18/07/2009 - 17:51 |
Интеллектуально – творческая игра «Орешек знаний тверд» по теме «Государственные символы России» /для учащихся 7-9 классов/ Автор: Анохина Галина Ивановна Заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ с.Алексашкино Питерского района Саратовской области» Игра «Орешек знаний тверд» по теме «Государственные символы России» Цель -расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию учащимися нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность). -воспитать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа. Методы: беседа, игра. Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка сообщений, подготовить ксерокопии текста гимнов России, фонограммы гимна, изображение государственных символом России в разные исторические времена: герб, флаг Оборудование: 1.Географическая карта России; 2. Конституция РФ; 3. Изображение государственных символов России в разные исторические времена: герб, флаг 4.Выставка рисунков «Моя Родина – Россия» 5.Карточки с заданиями 6.Плакат «Орех» - 3 шт. 7. Портреты государственных деятелей: Иван Грозный (Иоанн IV), Петр I, В.В. Путин; Медведев Д Участники игры учащиеся 7-9 классов. Ход игры Правила игры: На плакате из отдельных сегментов сформирован «орех» - 3 шт. Разыгрывается очередность «ударов» по «ореху». Учащиеся выбирают номер сегмента и «ударяют» по нему. Если ответ верный, то эта часть «ореха» открывается ассистентом, и так до тех пор, пока не «отколется» вся скорлупа. Внутри «ореха» слово: 1.«гимн», 2. «герб», 3.«флаг». Командам нужно кратко рассказать о символах. Окончательная победа за тем, кто первым раскроет «орех». Если ответ неправильный, то ученики продолжают «бить» по тому же месту. Звучит Музыка/ Песня "С чего начинается Родина?" / Чтец. Если скажут слово "Родина", Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки береза-скромница. И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах, первые кораблики, Над скакалкой топот ног. И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная. Но у всех она одна! Ведущий. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США мы видим статую Свободы или небоскрёбы. Символы Родины, а что это такое для нас? К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ в. во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни и оскорблению государства, его народа, его истории и культуры. “Орешек знаний тверд» – так называется интеллектуально – творческая игра, в которой речь пойдет о нашей Родине и её символах. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного. Ведущий. В нашей игре участвуют 3 команды. Им необходимо назвать команды./ Приветствие команд/ Представление жюри. Знакомство с правилами игры. Разминка./Устанавливается очередность хода команд/ Часть 1 .Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия) О Н С Т И Т Я К С Ф Л А У Ц Г Е Р Б Г Я И Р П Г С Е Л С Е Р И О Р И Т З О М Н А Ц О И Д Е Н Т И Л Часть 2. Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках). 2. В каком веке появился первый герб нашего государства? (В конце 14 века) 3. Двуглавый орел на гербе появился во время царствования какого царя? (Ивана III) 4. Что такое герб? (Символ государства, города, рода) 5. Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом) 6. Авторы гимна России? (С. Михалков; А.Александров) 7. Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное) 8. Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии) Жюри называет команду, которая начинает первой «ударять» по «ореху», команду, которая будет второй и третьей. «Первый «орех» 1.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня) 2.Назовите название первого официального гимна России, слова которого написал Жуковский? (Молитва русских). 3.19 сентября 1816 года «Молитву русских» пели при праздновании годовщины Царскосельского Лицея, но с двумя дополнительными куплетами. Кто был их автором? (А.С. Пушкин). 4.Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем А.Ф. Львова. 25 декабря 1833 года, в празднование годовщины изгнания французов, этот гимн был исполнен во всех залах. Как и первый официальный гимн, он начинался словами... А вот какими словами - мы узнаем через одну минуту. (Как и первый гимн, гимн Львова начинался словами «Боже, царя храни!»). 5.Гимн «Боже, царя храни!» являлся официальным гимном России вплоть до 2 марта 1917 года. Что произошло в этот день? (Отречение от престола царя Николая. Второго). 6.С 1918 года по 1943 год национальным гимном России являлся известный международный гимн. Какой? (Интернационал). 7.Когда прозвучал впервые Государственный гимн СССР?(1 января 1944 года). 8.Кто написал слова к новой редакции текста, который сейчас является официальным гимном России (Михалков С. В.). 9.Когда и где был законодательно утвержден текст официального гимна России (25 декабря 2000 года, федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской федерации»). «Второй «орех»» 1.Что символизировали три короны над головой орла в конце 19 века? (Триединство восточных славян). 2.Двуглавый орел впервые появился на оборотной стороне одной первой известной печати на грамоте 1497 года. А что изображалось на ее лицевой стороне? (Всадник, поражающий копьем змея). Это был символ не столько князя, сколько идеи национального единения. Орел олицетворял Россию. Ездец был геральдической фигурой Великого Новгорода. Соединение двух фигур, как считал Карамзин, стало государственной эмблемой. 3.Появление орла в феодальной России исследователи связывают с царем Иваном Третьим и государством Византией. Каким образом это могло произойти? (Брак Ивана Третьего с племянницей Византийского императора Софьей Палеолог). Этот брак был крайне выгоден для России, так как символизировал преемственность власти московских князей от Византии, и ставил Московского Великого князя в один ряд с европейскими государями. 4.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец). 5.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен). 6.Сейчас чаще всего мы видим герб в красно-золотом исполнении. А сколько геральдических цветов имеет официальный герб России в цветном исполнении? (Пять цветов. Красный геральдический щит; золотой орел, поднявший вверх крылья; на груди орла в красном щите всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.). 7.Кто был автором эскиза современного герба России, утвержденного Указом Президента Российской федерации от 30 ноября 1998 года? (художник Ухналев Е.И.). 8.С 1918 года, после большевицкого переворота, в России появился новый герб: на красном фоне лучи восходящего солнца, обрамленного снопами пшеницы, внутри – серп и молот. В изображении этого герба был еще один элемент, с которым был категорически не согласен В.И. Ленин. Назовите этот элемент. (Меч над серпом и молотом). 9.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года). «Третий «орех»» 1.Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь). 2.Во времена правления какого царя появился триколор? (Алексея Михайловича, отца Петра Первого). 3.С чем был связан выбор цветов флага? (Эти цвета присутствовали на гербе России). 4.В начале Северной войны возник еще один флаг, почитавшийся так же, как и государственный. Синее поле, пересекающееся двумя диагональными белыми полосами. Как назывался этот флаг? (Андреевский флаг). 5.При правлении Анны Иоановны цвета государственного флага изменились. Какие цвета пришли на смену петровскому триколору? (Черно-желтый-белый флаг) 6.В конце 19 века панславянский триколор вернулся в Россию. Что стали обозначать три цвета флага? (Россия тогда уже была многонациональной страной, и эти три цвета означали единство трех народов: великороссов, украинцев и белорусов). 7.20 января 2005 года Российскому флагу исполняется 300 лет, так как в1705 году бело-сине-красный флаг стал официально указывать на государственную принадлежность. С чем связана эта дата? (В этот день Петр Первый передал бело-синий-красный флаг торговому флоту. Российский флаг стал приниматься во всех странах как государственный флаг России). 8.С 1918 года флагом России стал красный стяг. Он оставался государственным символом до августа 1991 года. А считается ли красное знамя таковым сейчас? (Нет, государственным символом по указу Президента Российской Федерации является лишь Знамя Победы). 9.Где и когда был описан флаг и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года) . В ходе игры чтецы читают стихи: Чтец .На герб посмотрим: здесь орел, Да не простой – двуглавый, Символизирует страну – Могучий, величавый. В Европе с Азией страна Раскинулась широко - Меж океанов и морей, От запада к востоку. Вот и взирает птица-царь В две стороны внимательно: В порядке ль все, не шел чтоб враг, Следит он обязательно. В руках держава, скипетр есть, Над главами – короны. И всадник на коне верхом, И змей, копьем сраженный. Послушайте стихотворение о флаге России. Чтец. А флаг России – триколор, Полотнище в три цвета. В нем яркой красной полосой Страна наша воспета. В России так заведено, Что любят красный цвет давно. Не зря ведь названы у нас И площадь Красной, и изба, А также девица красна, Ведь красный – это красота. И цвет крови, и цвет жизни, И цвет верности Отчизне. Продолжим экскурс в старину, Тогда узнаем, почему У флага есть еще цвета, Что значат еще цвета два. Синий – Украины цвет, Белый – Белоруссии. Народы их объединились, Чтобы жить в согласии. День рожденья есть у флага В середине августа. Символы страны родной Помните, пожалуйста! Игра со зрителями 1.Правила составления герба устанавливает и изучает наука … а) генетика б) геральдика в) политология 2. Расположите названия гимнов в порядке их появления а) гимн СССР б) Интернационал в) гимн России г) Боже, Царя храни д) Отречемся от старого мира 3.Какая регалия царской власти, распространенная в Европе, всегда отсутствовала в России? А) корона Б) Скипетр В) Держава Г)Меч 4.Изображение, какого сельскохозяйственного орудия находилось на гербе и флаге СССР? А)косы Б)серпа В)цепа Г)плуга 5.Сколько щитов на гербе России? А)один Б) два В)три Г) ни одного /на фоне первого щита двуглавый орел, а второй щит на груди орла/ 6.Какая форма щитов на гербе России? А)варяжского Б)итальянского В)французского Г)немецкого /четырехугольный, нижние углы закруглены, а оконечность заострена/ 7.Герб какого города изображен внутри российского герба? А)Киева Б)Новгорода В)Москвы Г)Санкт -Петербурга 8.Чем соединены короны на гербе России? А)цепями Б)лентами В)ветвями Г)цветами 9.Какого цвета нет на гербе России? А)красного Б)черного В)серебряного г)зеленого 10.какое из этих слов-синонимов русское? А)флаг Б)знамя В)прапор Г)хоругвь/родственное словам знаменье, знак/ 11. Флаг какой страны отличается от российского только порядком расположения цветов? А)Нидерландов Б)Ирландии В)Франции Г)Финляндии /а еще Югославии. А на флаге Франции полосы не горизонтальные, а вертикальные/ Слово жюри. Объявляется победившая команда. Награждение команд грамотами. А сейчас давайте исполним гимн нашей страны. Ведущий. В заключение хочу прочитать вам стихотворение С.Синицына Берегите Россию – нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе… Берегите Россию, без неё нам не жить. Берегите её, чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию – нет России другой! Литература. 1.Агеева И, Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. М., 2005 2.Романовский В. К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя.- М.: Русское слово, 2002г. 3.Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. Учебное пособие.- М.: Русское слово, 2002г. 4.Школьная энциклопедия. История России 9 -17 века, 18-19 в.- М.: Образование, 2003г. 5.Школьная энциклопедия. История России 20 век.- М.: Образование, 2003г. 6.Соболева Н.А. Герб Российского государства // Наука и жизнь, 1994. 7.Энциклопедия для детей: Т. 5,ч.1 (История России и ее ближайших соседей). Сост. Исмаилова С.Т. – М.: Аванта+, 1995. 8.Журнал «Досуг в школе» №2, 2006 Гимн России муз. Г.Александрова, сл. С.Михалкова Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! |
» Тэги к этому документу:
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!
|
|
|