Курс лекций по общей психологии.
Программа курса.
1. Психология как наука.
2. Этапы становления психологии как науки.
3. Основные направления и школы в психологии.
4. Методы психологии.
5. Понятие "психика".
6. Этапы развития психики.
7. Сознание как высшая ступень развития психики.
8. Физиологические основы психики.
9. Понятие об ощущении.
10. Понятие о восприятии.
11. Внимание.
12. Память.
13 Мышление.
14. Понятие интеллекта.
15. Воображение.
16. Язык и речь.
17. Понятие личности в психологии.
18. Самосознание.
19. Самооценка.
20. Понятие деятельности.
21. Мотивы поведения и деятельности.
22. Темперамент.
23. Характер.
24. Способности.
25. Потребности.
26. Эмоции и чувства.
27. Воля.
Лекция 1.
Психология как наука.
План лекции.
1. Психология как наука.
2. Предмет психологии.
3. Отрасли и принципы психологии.
4. Взаимосвязь психологии с другими науками.
1. Психология как наука.
Эта лекция открывает курс "Введение в общую психологию". Задача курса- познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например проблемы предмета и метода. Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.
Многие темы вы будете изучатть затем более подробно и на более сложном уровне- в общих и специальных курсах. Некоторые же из них будут обсуждены только в этом курсе, и их освоение совершенно необходимо для вашего дальнейшего психологического образования.
Скажу несколько слов об особенностях психологии как науки.
Психология- наука о душе.
Душа- понятие употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
В настоящее время в психологии вместо понятия "душа" используется понятие "психика".
Психика является предметом изучения психологии.
Психология как наука возникла на основе житейского эмпирического опыта. Эти знания накапливались, передавались из поколения в поколение. Житейские психологические знания существенно отличаются от научных.
Знания, которыми располагает житейская психология, базируется в основном на наблюдениях и предположениях.
Научная психология строится на обобщениях, знания являются осознанными, в их приобретении значительную роль играет эксперимент.
2. Отрасли психологии.
1. Общая психология- общие закономерности психики.
2. Возрастная психология- развитие психики в онтогенезе.
Онтогенез- развитие индивида от рождения до смерти.
3. Социальная психология- изменения происходящие в психике человека под влиянием общения, взаимодействия человека в обществе.
4. Педагогическая психология- изменения, происходящие в психике под влиянием учения.
5. Юридическая психология.
6. Клиническая психология.
7. Специальная психология.
8. Психология труда.
3. Взаимосвязь психологии с другими науками.
1. Философия- сознание и материя.
2. История- развитие общества.
3. Социология- взаимосвязь в обществе.
4. Анатомия и физиология.
5. Педагогика- использование теоретических знаний на практике. Предмет и задачи психологии.
Предмет психологии. |
Психика
Сознание
Бессознательное
Личность
Поведение
Деятельность
|
Качественное изучение
психических явлений
Анализ формирования
и развития
психических явлений
Изучение физиологических
механизмов психики
Содействие планомерному
внедрению психологических
знаний в практику жизни и
деятельности людей
|
Задачи психологии. |
Лекция 2.
Этапы становления психологии как науки.
С этой лекции мы начинаем более систематически рассматривать вопрос о том, как в различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет.
Первые представления о психике сложились в первобытном обществе.
XVIII-Iвв. до н.э.- становление материализма и идеализма в Древней Греции.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием "душа". Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т.п.
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Демокрит (460-370гг. до н.э.) считал, что душа- это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Аристотель (384-322гг. до н.э.) развил гораздо более сложное представление о душе. Его трактат "О душе"- первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.
Что же касается понятия "душа", то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, "метафизических" и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде всего Платоном (427-347гг. до н.э.).
Когда говорят о Платоне, то сразу же вспоминается имя другого знаменитого античного философа- Сократа (470-399гг. до н.э.). Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед.
Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.
Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа- самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела.
Мы переходим к новому крупному этапу развития психологии. Начало его относится к последней четверти XVI века, когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596-1650). Подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется? Останется наше сомнение- верный признак того, что мы мыслим.
В конце XIXв., в 1879г., Вильгельм Вундт (1832-1920) открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию 9начало самостоятельного существования психологии как науки).
В конце XIX- нач. XXв. возникают споры о психологии как науке, определение предмета изучения психологии.
Было предложено несколько программ.
1. Зигмунд Фрейд (1856-1939)- основы психоанализа: изучение бессознательного.
2. Джон Уотсон (1878-1958)- основы бихевиоризма: изучение поведения человека: какие стимулы какие реакции вызывают.
3. Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Вертгеймер (1880-1943)- гештальтпсихология: изучение целостных структур психики. Этапы развития психологии.
1 этап |
Психология как наука о душе. |
Такое определение психологии было дано более 2тыс. лет назад.
Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человка.
|
2 этап |
Психология как наука о сознании |
Начинается в XVIIв. в связи с развитием естествнных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием.
Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
|
3 этап
|
Психология как наука о поведении |
Начинается в XX. Задачи психологии- наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.
Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
|
4 этап |
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики |
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.
|
Лекция 3.
Основные направления и школы в психологии.
Психоанализ.
Основная идея психоанализа основана на том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным.
Бессознательное- характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, нахлдящихся вне сферы его сознания, но оказывающие такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Сознание- высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения действительности, опосредованная общественно- исторической деятельностью людей.
Структура психики.
Оно (id)- инстинкты Я (Ego) Супер-Я (Super-Ego)
Основные положения теории З.Фрейда:
1) Понимание психического развития как мотивационного, личностного.
2) Рассмотрение развития как адаптацию к среде.
3) Движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную вв виде влечений.
4) Основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и мотивы уже в раннем детстве.
Учениками З.Фрейда являлись а.Адлер и К.Г.Юнг.
Основа теории Юнга- наличие коллективного бессознательного, существующего в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием.
Центральное место в этой теории занимает индивидуализация- в процессе индивидуальной жизни человек должен "открыть себя" и принять.
Бихевиоризм.
Предметом психологии является поведение.
Программу этого направления предложил американский ученый Дж. Уотсон.
Основами теории бихевиоризма является определение того, какие стимулы (S) какие реакции (R) определяют .
При этом характер реакции определяется стимулом.
Достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить необходимое поведение => нужно научиться управлять своим поведением.
Бихевиоризм с его основной задачей изучения поведения, показал возможность субъективного подхода к психическим явлениям и явился несомненным шагом вперед в понимании сущности предмета психологии.
Гештальтпсихология.
Гештальтпсихология- одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принципы их целостности ("гештальты").
Основными представителями являлись: М.Вертгеймер, В.Келер, М.Коффка, К.Левин.
В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия; исследования помогли сформировать многие представления об окружающем, раскрыть творческое мышление.
Гуманистическая психология.
Гуманистическая психология- направление в психологии, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящийся к ее достижению.
Это направление появилось в США в 40-х гг. XX века.
Одним из его основателей является Г.Олпорт.
Предметом гуманистической психологии является изучение внутреннего мира человека, развитие человека и его стремление к самореализации.
Основные ученые: г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс.
Когнитивная психология.
Работы ж.Пиаже и Д.М.Брунера о многом способствовали появлению новго направления, появившегося в 60-х гг. XX века- когнитивной психологии.
Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика характеризуется как система, предназначенная для переработки информации.
Лекция 4.
Методы исследования в психологии.
Метод- пть получения информации об интересующем объекте и предмете.
Объект- человек и животные.
Методы: теоретические и эмпирические.
Теоретические: -анализ
-обобщение
-классификация
-сравнение
-подведение под понятие
Эмпирические: -наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
-эксперимент
-тестирование
-опрос (анкета, интервью, беседа)
-анализ продуктов деятельности.
Схема характеристики метода исследования.
1. Определение
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявяляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки метода.
Характеристика методов исследования.
1. Наблюдение.
а) Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленном восприятии поведения, деятельности, поступков человека.
б) Виды наблюдения:
сплошное-выборочное
открытое-закрытое
включенное-невключенное
внешнее-внутреннее
Сплошное наблюдение- за всем происходящим и выделение определенных единиц.
Выборочное- конкретный процесс.
Открытое- наблюдаемый знает об исследовании.
Закрытое- наблюдаемый не знает об исследовании.
Включенное- исследователь находится внутри группы.
Невключенное- исследователь не входит в группу.
Внутреннее- наблюдение за собой.
Внешнее- наблюдение за окружающей средой.
в) Требования к методу исследования.
-наличие цели;
-составление плана наблюдения: время, частота, длительность
-выделение единиц наблюдения: жесты, действия, поступки, речевые высказывания, вегетативные реакции, паузы, интонационные изменения.
-выделение способов фиксации: сплошная запись, таблицы, схемы и заранее продуманные условные обозначения.
г) Достоинства наблюдения.
-исследователь не вмешивается в естественное течение процессов
-малые материальные затраты
д) Недостатки наблюдения.
-большие временные затраты
-невозможность повторения
-возможный субъективизм наблюдателя.
2. Эксперимент.
а) Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искуственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
б) Виды.
-лабораторный
-естественный
-констатирующий
-формирующий
-срез
Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, испытание специальных приборов.
Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.
Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответсвующего качества.
Формирующий- выявление закономерностей, развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.
Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных эатпах его развития.
-поперечный: сопоставление разных групп испытуемых;
-продольные: изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей.
в) Требования.
1. Планирование:
-сформулировать цель
-определение контингента испытуемых
-подборка методик
-определение места и времени его проведения.
2. Проведение.
-установление доверительных отношений с испытуемым
-эксперимент всегда проводиться индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.
г) Достоинтства эксперимента.
1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и протекание психических процессов.
3. Строгий учет условий протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых ---> установление общих закономерностей развития психических процессов.
д) Недостатки.
Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.
Психодиагностические методы исследования.
3. Тестирование.
а) Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные качества личности.
б) Виды.
1. Тесты-опросники.
2. Тесты-задания.
3. Тесты способностей.
4. Личностные тесты.
5. Тесты достижений.
Тесты-опросники- система заранее продуманных и проверенных с точки зрения валидности и надежности вопросов, по ответам на которын судят о психических особенностях человека.
Тесты-задания- оценка психики человека на основани того, что и как он делает.
Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.
Личностные тесты- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в разичных условиях.
Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конкретными программами подготовки.
в) Требования.
1. Бланки- рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.
г) Достоинства тестирования.
1. Краткость
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки резуьтатов.
д) Недостатки тестирования.
При использовании тестов учитытваются количественные, а не качественные показатели.
4. Опрос.
а) Опрос- метод психологии, при испытании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
б) Виды.
1. Анкета
2. Интервью
3. Беседа.
Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Интервью- получение информации путем устных ответов на вопросы.
Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.
в) Требования.
1. Сообщение некоторых данных о себе.
2. Ряд задаваемых вопросов.
г) Достоинства.
1. Анкета- получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.
д) Недостатки.
1. Письменная форма: неполная достоверность данных
2. Устная форма: большие временные затраты.
5. Анализ продуктов деятельности.
а) АПД- выяаление и оценка психологических особенностей человека.
б) Виды зависят от выполняемых действий.
в) Требования: наличие определенных материалов.
г) Достоинства: достоверность данных.
д) Недостатки:
1. Возможны затраты большого количества времени
2. Ограничение материалов.
Проективные методы исследования.
а) Проективный метод- метод психологического исследования, заключенный в анализе события, личного отношения к нему.
б) Виды.
-ассоциативный;
-интерпретационный;
-конструктивный;
-аддитивный;
-импрессивный;
-экспрессивный;
-катартический;
-моделирование;
-генетический.
Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.
Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.
Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.
Аддитивный- дополнение, завершение.
Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.
Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.
Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.
Моделирование- копирование объекта исследования с целью его упрощения.
Генетический- определение роли генотипической или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.
Организация психологического исследования.
а) Психологическое исследование- способ получения научных знаний.
б) Виды.
1. Обзорно-аналитические
2. Теоретические
3. Эмпирические
4. Методические
5. экспериментальные.
Обзорно-аналитические- всестороннее изучение литературы по теме с последующим систематическим анализом проработанного материала.
Теоретические- предложения автора по поставленной теме.
Эмпирические- фиксирование, описание, анализ данных наблюдений и определение вывода.
Методические- разработка, обоснование и проверка на практике по критериям надежности, валидности, точности и однозначности новых методик.
Экспериментальные- проверка научных гепотез.
в) Требования.
1. Планирование исследования: подбор и опробация методов и методик.
2. Планирование:
-составление логических и хронологических схем исследования;
-выбор контингента и количества испытуемых.
3. Определение места проведения исследования:
-изоляция от внешних условий, помех.
4. Техническое оснащение.
5. Качественная однородность испытуемых.
6. Влияние исследователя.
7. Составление инструкции.
8. Составление полного и целенаправленного протокола исследования.
9. Обработка результатов исследования.
г) Проведение исследования.
1. Определение проблемы
2. Постановка цели.
3. Определение задач.
4. Определение объекта.
д) Содержание исследования: гипотеза
е) Этапы исследования.
1. предварительный
2. Констатация
3. Формирование
4. Контрольный
5. Завершающий.
Лекция 5.
Психика.
Психика является предметом изучения психологии.
Психика- свойство мозга объективно и независимо от сознания отражать существующую действительность.
Строение психики
Познавательные психические процессы психические состояния психические свойства
1. Познавательные психические процессы- позволяют человеку познать окружающий мир.
-ощущение
-восприятие
-память
-мышление
-воображение
-речь
-внимание
Ощущение- простейшая форма познания, обеспечивающая познание.
Восприятие- наглядно-образное психическое отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Память- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и восприятии прошлого опыта.
Мышление- обощенная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Воображение- форма психического отражения, состоящая в создании образов на основе ранее сформированных представлений.
2. Психические состояния- характеристики психической деятельности за определенный период времени, показывающие своеобразие протекания психических процессов и свойств личности.
3. Психические свойства- индивидуальные особенности человека, управляющие действиями и поступками.
-темперамент
-характер
-способности
Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения.
Характер- совокупность индивидуальных особенностей личности.
Способности- индивидуально-психологические особенности, обемпечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Лекция 6.
Этапы развития психики.
Проблема развития психики имеет 3 аспекта изучения:
1. Возникновение и развитие психики в животном мире.
2. Возникновение и развитие человеческого сознания.
3. Развитие психики в онтогенезе человека, начиная от рождения и до конца жизни.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.
Развитие мозга- необходимое условие развития психики.
Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.
Материя: ► неживая
► живая
растительный, животный мир, сознательная жизнь.
Теория овзникновения психики.
1. Панпсихизм: душой наделена вся природа, в том числе и неживая.
2. Биопсихозм: психика есть у всего живого, включая растения.
3. Антропопсихизм: психика существует только у человека.
4. Нейропсихизм: психика есть только у существ, обладающих нервной системой.
Теория развития психики А.Н.Леонтьева.
1. Раздражимость- способность живой материи изменять физиологический состав под влиянием внешних раздражителей.
2. Формы раздражимости- тропизм:
1) Фототропизм- влияние света
2) Гальванотропизи- влияние электрического тока
3) Хемотропизм- избирательность химической среды.
3. Чувствительность- способность реагировать на сравнительно слабые незначительные отличия друг от друга.
Стадии развития психики.
1. Элементарная сенсорная психика.
-низший уровень: малая чувствительность, большая раздражимость.
Простейшие, многоклеточные организмы, живущие в воде.
-высший уровень: развитие двигательной активности.
2. Сталия перцептивной психики.
-низший уровень: предметы.
высший уровень: решение задач.
3. Стадия интеллекта:
Сложная деятельность:
-побуждение
и деятельности
-выполненение
4. Инстинкты- акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей.
Навыки- индивидуально приобретенные и закрепленные в управлении способов поведения.
Лекция 7.
Сознание как высшая ступень развития психики.
Сознание- высший уровень отражения человеком действительности.
Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальное разделение труда, коренным образом изменяет отношение человека к окружающей среде.
Условия возникновения и развития сознания.
1. Развитие человеческого мозга.
2. Возникновение речи (языка):
-выделение, обозначение и запоминание предметов;
-усвоение опыта.
3. Развитие интеллекта.
Свойства сознания.
1. Совокупность знаний об окружающем мире.
2. Человек- способность к самопознанию.
3. Формирование целей деятельности.
4. Определенное отношение к окружающему миру.
Структура сознания.
1. Ощущение и восприятие: чувств, картина мира.
2. Память: возобновление в сознании образов прошлого опыта.
3. Воображение: построение моделей, представление будущего.
4. Мышление: решение задач путем обощения и опосредованных знаний.
Лекция 8.
Физиологические основы психики.
Психика представляет мобой функцию высокоорганизованной материи и заключается в способности отражения окружающей действительности.
Носителем психики является мозг ⇒ психика- результат сложной работы мозга.
Психика- свойство мозга.
► восприятие ► преобразование их в сигналы ► планирование поведения.
воздействие
Строение нервной клетки (нейрон).
Понятие психика: сущность, структура. Этапы развития психики.
Психика человека появилась в результате развития, влияния труда и речи.
Психика- свойство живой, высокоорганизованной материи, которое заключается в способности отражать своими составляющими окружающую действительность.
Психическое отражение отличается от механического, физического, химического рядом особенностей.
а) Активность.
б) Опережающий характер, отражающий глубокие, порой скрытые причинно-следственные связи.
Основные функции психики.
1) Отражение
2) Регуляция поведения и деятельности.
Материальной основой психики является мозг.
Функции мозга осуществляются по законам, открытым И.П.Павловым.
В коре больших полушарий протекают функциональные процессы мозга- процессы возбуждения и торможения, на основе которых протекают процессы образования и затухания связей в коре между раздражителем и соответствующей ему реакцией.
Физиологическая сторона работы мозга- это один аспект.
Психика является второй стороной функционирования всего мозга. В результате чего возникает субъективный образ объективного мира.
Структура психики.
а) Психические процессы:
-познавательные,
-эмоциональные,
-волевые.
б) Психические состояния.
в) Психические свойства.
г) Психические образования:
-знания
-умения
-навыки.
|