Алгоритм действий при подготовке, написании и защите реферата
Сосипатова Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №6 г.Петровска Саратовской области
1)Подготовка к написанию
1. Выбор темы и её осмысление
2. Сбор информации
3. Конструирование содержания (плана)
(в плане предусмотрены такие пункты:
1) введение (постановка проблемы, история вопроса).
2) основная часть, которая должна быть выдержана в научном стиле, а именно:
строгая логичность в изложении, т.е. все предложения выстраиваются по принципу причинно-следственных связей; выводы, вытекающие из фактов; объективность изложения фактов; употребление неопределенно-личных местоимений вместо местоимения “я”.
3) заключение (основной вывод, пути решения поставленной проблемы и т. д.).
2. Написание реферата.
1. Написание черновика
пишите текст на одной стороне листа;
|
листы нумеруйте;
|
не отступайте от своего содержания;
|
заголовки разделов должны соответствовать пунктам содержания;
|
если реферат получился слишком объемным, удалите все, что не раскрывает тему.
|
2. Написание чистовика.
отдайте готовый черновик учителю на провеку;
|
обязательно наличие следующих блоков: титульный лист, содержание (оглавление), собственно текст, библиография, сноски на термины и источники, перечень сокращений;
|
основные требования к оформлению чистовика: нумерация страниц, поля по 2 см., желательно печатный текст (кегель 12 полуторный интервал) в компьютерном исполнении;
|
рисунки, графики и таблицы должны быть четкими и понятными и иметь соответствующие пояснения.
|
Общий объем реферата не более 10 машинописных страниц формата листа А4.
|
3. Подготовка к защите реферата.
1. Общие рекомендации:
хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5-7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
|
логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
|
употребляйте только понятные аудитории термины;
|
хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
|
ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал.
|
постарайтесь предупредить возможные вопросы.
|
4. Рекомендации выступающему.
начните свое выступление с приветствия экзаменационной комиссии и аудитории;
|
огласите название вашего реферата, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
|
не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
|
поблагодарите слушателей за внимание, а научного руководителя – за помощь;
|
старайтесь ответить на все вопросы аудитории.
|
5. Критерии оценки написания и защиты реферата
1. Работа может оцениваться научным руководителем и рецензентом по 5-бальной системе. (80-70 баллов – «5»; 69-50 баллов – «4»; 49 – 30 – «3», менее 30 – «2»).
2. При оценке работы рецензент учитывает объем библиографии (книги, статьи, документы, письма и т.д.) и объем текста. Работы с объемом библиографии менее 3-х единиц и объемом текста менее 10 машинописных листов к рассмотрению не принимаются.
3. Критерии оценки письменной работы рецензентами (максимум 50 баллов):
· Содержательность – 10 баллов. · Аргументированность изложения и выводов- 10 баллов.
· Умение анализировать различные источники информации- 10 баллов.
· Умение выражать свои мысли, яркость, образованность – 10 баллов.
· Стандарты оформления – 10 баллов.
4. Выступление (защита) будет оцениваться по следующим критериям (максимум 50 баллов
Полнота раскрытия темы – 10 баллов.
|
Использование научной терминологии – 10 баллов.
|
Умение изложить свою независимую точку зрения (личное отношение учащегося к исследуемой проблеме) – 10 баллов.
|
Свободное владение материалом, умение отвечать на вопросы – 10 баллов.
|
Культура подачи материала (уважение к слушателям, четкая речь, понятные яркие подписанные таблицы, объяснение терминов, поведение учащегося и т.д.) – 10 баллов.
|
Об особенностях языкового стиля реферата.
Для написания реферата используется научный стиль речи.
В научном стиле легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции: Предметом дальнейшего рассмотрения является…
Остановимся прежде на анализе последней.
Эта деятельность может быть определена как…
С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
При этом … должно (может) рассматриваться как …
Рассматриваемая форма…
Ясно, что…
Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…
Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
Логика рассуждения приводит к следующему…
Как хорошо известно…
Следует отметить…
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например:
Не следует писать
|
Следует писать
|
Ми видим, таким образом, что в целом ряде случаев…
|
Таким образом, в ряде случаев…
|
Имеющиеся данные показывают, что…
|
По имеющимся данным
|
Представляет собой
|
Представляет
|
Для того чтобы
|
Чтобы
|
Сближаются между собой
|
Сближаются
|
Из таблицы 1 ясно, что…
|
Согласно таблице 1.
|
Конструкции, связывающие все композиционные части схемы-модели реферата.
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)
- Переход от перечисления к анализу некоторых вопросов.
Варианты переходных конструкций:
- Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...
- Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...
- Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
- Переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу
- В заключение можно сказать, что...
- На основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
- Таким образом, можно сказать, что... Итак, мы видим, что...
При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.
Группы глаголов, употребляемые при реферировании.
1. Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов в любой статье:
Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем): во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
2. Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала в статье:
Автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... что.
Автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства...
3. Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
(Кроме того) автор касается (чего); затрагивает, замечает (что); упоминает (о чем).
4. Глаголы, используемые преимущественно в информационных статьях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
Автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.
5. Глаголы, фиксирующие аргументацию автора (цифры, примеры, цитаты, высказывания, иллюстрации, всевозможные данные, результаты эксперимента и т.д.):
Автор приводит что (примеры, таблицы); ссылается, опирается ... на что; базируется на чем; аргументирует, иллюстрирует, подтверждает, доказывает ... что чем; сравнивает, сопоставляет, соотносит ... что с чем; противопоставляет ... что чему.
6. Глаголы, передающие мысли, особо выделяемые автором:
Автор выделяет, отмечает, подчеркивает, указывает... на что, (специально) останавливается ... на чем; (неоднократно, несколько раз, еще раз) возвращается ... к чему.
Автор обращает внимание... на что; уделяет внимание чему сосредоточивает, концентрирует, заостряет, акцентирует... внимание ...на чем.
7. Глаголы, используемые для обобщений, выводов, подведения итогов:
Автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает, обобщает, суммирует ... что. Можно сделать вывод...
8. Глаголы, употребляющиеся при реферировании статей полемического, критического характера:
- передающие позитивное отношение автора:
Одобрять, защищать, отстаивать ... что, кого; соглашаться с чем, с кем; стоять на стороне ... чего, кого; разделять (чье) ч пение; доказывать ... что, кому; убеждать ... в чем, кого.
- передающие негативное отношение автора:
Полемизировать, спорить с кем (по какому вопросу, поводу),отвергать, опровергать; не соглашаться ...с кем, с чем; подвергать... что чему (критике, сомнению, пересмотру), критиковать, сомневаться, пересматривать; отрицать; обвинять... кого в чем (в научной недобросовестности, в искажении фактов), обличать, разоблачать, бичевать.
Использованная литература
http://www.ouro.ru/files/progobuch1/new_page_42.htm
http://kdalab.narod.ru/rus/publicat/scincereseach/17.htm
http://www.hse.spb.ru/edu/recommendations/method-referat-2005.phtml
|
На: Алгоритм действий при подготовке, написанию и защите рефера
Наталия Владимировна, аргументируйте, пожалуйста, почему весовой коэффициент каждого критерия равен 10 баллам, они настолько равноценны?
С уважением В.И. Громова
На: Алгоритм действий при подготовке, написанию и защите рефера
Данная работа носит рекомендательный характер, я предлагаю такие критерии, потому что реферат в данном случае носит обучающий характер. И весовой коэффициэнт, с моей точки зрения, должен иметь одинаковые баллы.
В связи с тем, что каждый критерий важен по своей значимости для обучения написанию реферата, я и предлагаю такие критерии., ведь я учу, что такое реферат, из чего он состоит, правильности его оформления.
Кстати, в старших классах критерии меняю, так как обучающиеся длолжны уже усвоить алгоритм написания реферата.
С уважением, Наталия Владимировна.