Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Анализ урока (занятия)

Фото пользователя Елена Владимировна Ефимова
Размещено: Елена Владимировна Ефимова - сб, 22/01/2011 - 12:59

 

Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения.
Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать
1.     само построение учебного процесса на уроке,
2.     выявить оптимальность задач,
3.     рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения.
Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников.
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
  • Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
  • Краткий - достижения основных целей и задач;
  • Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;
  • Аспектный - отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
1.     дидактический,
2.     психологический,
3.     методический,
4.     организационный,
5.     воспитательный и т.д.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно­гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.
Схема анализа урока
1.     Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
2.     Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
3.     Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
4.     Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
5.     Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
6.     Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
o    научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
o    наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
o    последовательность — логическая стройность излагаемого материа­ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
o    связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
7.     Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
8.     Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
9.     Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандарт­ность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либераль­ные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность уча­щихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать зна­ниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации та­кой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).
12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
13. Выводы.
o    выполнениеплана урока;
o    достижение целей урока;
o    особенно интересное и поучительное на уроке;
o    что произвело на уроке наибольшее впечатление;
o    какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
o    оценка урока.
Анализ посещенного урока

ФИО учителя
«+»
«-»
Примечание
Основные компоненты урока
1.     Организация урока.
2.     Постановка цели.
3.     Выделение главного на уроке.
4.     Своевременный контроль.
5.     Активная занятость учащихся.
6.     Самостоятельная работа.
7.     Практическая работа.
8.     Четкая структура урока.
9.     Плотность урока.
10. Результативность.
11. Уровень обучения.
 
 
 
Формы и методы работы.
1.     Проблемно-поисковые.
2.     Словесно-наглядные.
3.     Новые формы и методы.
4.     Индивидуальный дифференцированный подход.
5.     Использование ТСО.
 
 
 
Личность
1.     Умение владеть классом.
2.     Личная культура.
3.     Педагогический такт.
4.     Эрудиция.
5.     Взаимоотношения с учащимися.
 
 
 
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)
(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)
 
 
 

2 вариант общей схемы анализа урока.
1.     Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутство­вавших на уроке.
2.     Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3.     Организационное начало урока:
o    готовность учителя к уроку - наличие конспек­та или подробного плана урока, наглядных посо­бий, инструментов и т.д.;
o    подготовленность учащихся - дежурные, нали­чие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
o    подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
4.     Организационная структура урока:
o    мобилизующее началоурока;
o    последовательность,взаимосвязь и соотношение частей урока;
o    насыщенность урока и темп его проведения и т.д
5.     Анализ содержания учебного материала урока:
o    обоснование учителем избранной последователь­ности реализации учебного материала на уроке;
o    соответствие программе и уровню знаний уча­щихся по предмету;
o    соотношение практического и теоретического ма­териала;
o    связь с жизнью и практикой и т.д.
6.     Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
o    цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
o    обоснование выбора методов обучения;
o    пути реализации дидактических принципов в обучении;
o    индивидуализация и дифференциацияв обучении;
o    взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
7.     Деятельность учителя;
o    научность и доступность изложения новых знаний;
o    использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
o    организация закрепления учебного материала;
o    организация самостоятельной работы учащихся;
o    проверка и оценка знаний и умений учащихся;
o    вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
o    отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
o    задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
o    пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
o    эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
o    контакт учителя с классом и т.д.
8.     Деятельность учащихся:
o    подготовка рабочего места;
o    поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
o    интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
o    состояниеих устной и письменной речи;
o    знание учащимисятеории, умение применять полученные знания;
o    отношениеучащихся к учителю;
o    степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
9.     Выводы:
o    выполнение плана урока;
o    достижение целей урока;
o    особенно интересное и поучительное на уроке;
o    что произвело на уроке наибольшее впечатление;
o    какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
o    оценка урока.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приве­дем один из возможных ее вариантов:
1.     Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2.     Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
3.     Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4.     Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5.     На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6.     Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7.     Как отбирались для урока формы обучения?
8.     Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9.     Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
10. За счет чего >обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Владимировна Ефимова

На: Анализ урока (занятия)


Посещая урок (занятие), перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество. Изучив  многочисленный материал по этому вопросу, предлагаю дляя заместителей директора по УВР  следующую система анализа урока (занятия). Буду рада, если кому-то мои наработки помогли в работе



Поиск

Loading

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн