|
Диалоги о повседневном образовании педагогов в "персональной образовательной сфере"
|
|
|
|
|
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on Fri, 19/11/2010 - 15:30 |
В проекте "Информальное образование педагога в сетевых сообществах" нашего полку прибыло. Продолжая линию зарубежных и отечественных авторов на индивидуализацию образовательного процесса и его среды, профессор Томского политехнического университета В.А.Стародубцев (СВА) разрабатывает представление о "персональной образовательной сфере" (публикация в приложенном файле).
Наше знакомство и переписка в my.mail.ru начались летом 2010 после заявки СВА на вступление в группу "Технологи образования в сетевых сообществах", возобновилось в связи с докладом СВА "ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОНАСЫЩЕННОЙ СРЕДЕ" на конференции "ИTO-Москва-2010". В отклике на доклад написал: "...Актуально включение основ и технологий формирования "персональной образовательной сферы" в автодидактику учащегося преподавателя, задел для которой был в докладе для международной конференции Moscow Education Online 2008, а развитие - в вебинарах 2010 года в www.openclass.ru. Есть основа для сотрудничества".
Вячеслав Алексеевич откликнулся: "...Рад буду сотрудничеству с Вами. Для начала подберу материалы... Начиная с определения, чтобы развести "сферу" и "окружение", "среду" и т.д. ("формальную" часть) можно увидеть на моем персональном сайте . А неформальная часть - взаимодействия в http://www.elearningpro.ru/, http://russcomm.ning.com/, с Вами... Мне очень по душе вводимая Вами Автодидактика: должны быть принципы и приемы, а обычно считается, что самообразование не требует никакой теории, все и так ясно".
Продолжаем обсуждение представлений о "персональной образовательной сфере" в комментариях к этой записи, формируя ветки особыми заголовками
|
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Диалоги о повседневном образовании педагогов в "персонально
Уча других, учусь я сам!
Поддерживая саморазвитие других...
Согласен с тезисом, но с корректировкой: вместо "уча других" (лозунг педагогики) исповедую "поддерживая саморазвитие других (лозунг андрагогики).
Посмотрел http://www.openclass.ru/blog/142849. Не владею немецким, но для практики тезиса "поддерживая саморазвитие других, учусь сам" приглашаю к диалогу о дидактике блогов и миниблогов в непрерывном образовании учителя.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Поддерживая саморазвитие других...
Для ответа на вопрос "Для чего учителю блог?", предлагаю просмотреть материал, размещенный на блоге http://depois-blogbuster.blogspot.com/. На мой взгляд - весьма полезный.
Вячеслав
Персональная образовательная сфера
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Персональная образовательная сфера
Есть много определений что такое система. Я принял определение В.Н. Сагатовского [1, с. 20]: "Система - конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала".
Как парафраз, определение: "ПОС - конечное множество функциональных элементов (инструментов, средств коммуникации), выделяемое индивидом в информационно насыщенной окружающей среде с целью реализации роли педагога (андрагога, преподавателя, учителя) как поставщика и потребителя образовательных услуг в течение жизни и в контексте профессиональной деятельности".
1. Кориков А.М.,Павлов А.М. Теория систем и системный анализ. - Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007.
Ваше мнение по данному определению?
Вячеслав
Системы закрытые и открытые
Насколько понял, определение В.Н.Сагатовского относится к закрытым системам, а практика образования "на протяжении жизни и в объёме жизни" имеет дело с системами открытыми, неоднородными, с нелинейными отношениями.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Системы закрытые и открытые
В.В.,
Сервисы Web 2 создают элементную базу образовательной среды, и перед пользователем стоит проблема выбора оптимального для него, персонифицированного варианта. На определенном временном интервале элементная база ПОС фиксируется (закрывается), а опосредованные ПОС отношения контрагентов, партнеров открыты, развиваются.
Вот с Вашей "подачи" открыт диалог в Open Class, т.е. перешли на новый элемент (инструмент) моей системы, она пополнилась.
Я в приложенных файлах отмечал, что, по моему мнению, ПОС - это аналог нейрона: гиперссылки как своего рода дендриты (у нейрона их м.б. тысячи). Из нейронов формируются специализированные отделы мозга. Сетевые сообщества можно (дискуссионно) отнести к таким специализированным "нейронным"отделам.
Спасибо за обсуждение!
В.А.
Вячеслав
Индивидуальные пакеты вебсервисов
Согласен, В.А., что "на определенном временном интервале элементная база ПОС фиксируется (закрывается)". В докладе 2008 г. об автодидактике учащегося в Интернет, позднее в Открытом Классе писал о формировании учащимися индивидуальных пакетов вебсервисов под свои возможности и задачи. После серии проб и ошибок в подборе сервисов web 2.0 (открытая система на этапе поиска подходящих инструментов) учащийся останавливается на определённом наборе сервисов, который подходит для круга решаемых им задач. Его промежуточная цель достигнута и "социотехническая система" становится закрытой.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Индивидуальные пакеты вебсервисов
В.В.,
Вы отметили, что образовательная среда самоорганизующаяся. Действительно, условиями самоорганизации являются нелинейность взаимодействий элементов и открытость для обмена веществом и/или энергией, или информацией. ПОС останется закрытой, если иссякнет поток обмена информацией (знаниями. если упростить).
Да будет ОК безграничным источником, питающим самоорганизующиеся (индивидуализированные) среды и сферы!
Вячеслав
На: Персональная образовательная сфера
1. Разрешите процитировать Вас:
" ИОС формируется индивидом стихийно, под влиянием разрозненных импульсов, либо планомерно, в проектной деятельности, нацеленной на сознательно поставленные цели. В любом случае это - результат личного выбора, за который субъект выбора отвечает перед собой (своим настоящим и будущим положением) и обществом, в котором живёт."
Полностью согласен со сказанным Вами в 2006 г. и не потерявшим актуальности сегодня. Согласен и с тем, чтобы считать ИОС персонифицированной средой деятельности.
2. Включает ли ПОС участников - субектов взаимодействия? Здесь необходимо уточнить определение ПОС. Прежде всего - это социотехническая система и, естественно, она включает технические средства (инструменты деятельности) и межличностные взаимодействия, опосредованные этими инструментами. Открытость для взаимодействия с конкретным тьютором и/или конкретными соучащимися не обязательно должна включать их как постоянный структурный элемент системы.
Вячеслав
ПОС в практике повседневного образования педагога
Концепция ПОС нужна нам для повседневных действий. Их результат зависит от того, с кем взаимодействуем (через "социотехническую систему"), какие коцепции и подходы берём из источников (включённых в социотехническую систему), как взаимодействуем по поводу этих источников. "Информационной социализации" через чтение источников недостаточно для становления нового знания в нашитх мозгах. Нужна "интерактивная социализация" через диалоги, как очные, так и дистанционные (через социиотехническую систему). В ходе интерактивной социализации каждый её участник а) фильтрует полезную ему информацию от "шума", б) укрепляется в выборе необходимой и достаточной ему информации, в) аргументирует свою позицию и встраивает отобранную информацию в свою систему знаний, г) передаёт свои знания другим. Все это требует выделения своего круга общения, как составляющей ПОС.
Если же сводим ПОС к социотехнической системе, не налаживая связей с людьми, рискуем остаться наедине с социотехнической системой и утонуть в информационном океане.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Моя расширяемая среда в Интернет
Заголовок поста навеян популярной у астрономов концепцией "Расширяющаяся Вселенная" и статьей Википедии "Приращённая реальность в образовании". Но если Вселенная расширяется процессами, проходящими внутри неё, то персональную образовательнаую среду" расширяет учащийся - главный, по нашему мировоззрению, субъект "информального образования" в потоке жизни. А потому эта среда "расширяемая", а не "расширяющаяся"
Учащийся сам формирует необходимую и достаточную ему (на определённом этапе жизни) "избранную образовательную среду" (~ ПОС по В.А.Стародубцеву) в глобальной образовательной среде (ИОС в ГЕОС). Например, с декабря 2005 г. по лето 2007 г. ядром моей ИОС в Интернет была бесплатная массовая сеть mail.ru (поскольку в этой сети с 1999 г. располагается мой почтовый ящик , а в 2005 г. провайдер mail.ru создал сервисы личных и групповых блогов, и я завёл там личный блог "Мои университеты на протяжении жизни" в сочетании с групповым блогом "СТОИК"). В 2007 г. расширил ядро групповым блогом-проектом "Школа информационной культуры личности", одновременно включил в свою ИОС в Итернет сервисы Google - блог "Учащийся", группу "вебинар А+А"
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Моя расширяемая среда в Интернет
Замечательная аналогия: человек - универсум!
А если учесть, что появилась концепция мультиверсума (множества вселенных), то напрашивается аналогия множества пересекающихся ПОС как своеобразного образовательного мультиверсума ...
Вячеслав
На: ПОС в практике повседневного образования педагога
В.В.,
Мне ПОС необходима не только для своей учебы (учащийся профессор, не побоюсь такого сочетания), но и для предоставления образовательных услуг (назовем так мое участие в жизни других) многим - два потока студентов каждый семестр. Среди них только с некоторыми магистрантами устанавливаются более деловые контакты.
Включать в ПОС тех, у кого учимся? Согласен.
Как быть с теми, кого сами учим по роду своей профессии?
В.А.
Вячеслав
ПОС профессора
Ученики в ПОС учителя, студенты в ПОС преподавателя вуза, конечно, входят. В конференции "Учитель как ученик" на августовском педсовете этого года учителя выделили тему "Учимся вместе", имея в виду, что на уроках в ходе взаимодействия со школьниками они нередко получают испульсы к размышлению, не говоря уже о помощи в освоении компьютера и Интернет.
И профессор может включить в свою ПОС студентов, неординарных в предмете или ИКТ, или в других аспектах учебного процесса.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: ПОС профессора
Студенты и ученики, слушатели ФПК входят в мою ПОС, если мы ведем совместную работу в сети.
Например, на моем вики-сайте http://starslava.wetpaint.com/ студенты "выкладывали" в прошлом семестре найденные ими в Интернет компьютерные модели различных процессов, видеоролики с анимациями и др., а также поместили отчеты по одной из компьютерных лабораторных работ.
В этом семестре слушатели ФПК совместно создали сайт по шаблонам Google (вход по приглашению, просмотр требует аккаунта в Гугле).
Но студенты перешли на старший курс, слушатели разъехались ....
Остались результаты взаимодействия в моей ПОС!
Вячеслав
Педагог как Учащийся Учитель
Для совмещения социальных ролей приходится постоянно развивать свои компетентности: обновлять знания по специальности, приобретать знания в новых областях. В том числе знания, как учиться в современных условиях, сочетая привычное очное общение с дистанционным, чтение печатных изданий с освоением "электронных образовательных ресурсов", текстов и мультимедиа... Да мало ли новых умений требуется в современном быстро меняющемся мире?
Педагог как "прообраз" соединения в одном лице Учителя и Учащегося, Учащийся Учитель!
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Педагог как Учащийся Учитель
Вячеслав
Полипрофи ХХ1-го века
Для тех, кто успешно совмещает несколько специальностей, предложил термин "полипрофи".
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Полипрофи ХХ1-го века
Ваш пример последовательного перехода по разным областям деятельности и смены профориентации (приведено в ссылках), по моему мнению, подтверждает приведенное выше заключение о последовательности во времени сфер деятельности развивающейся личности. Из разнорабочих в актеры, затем в губернаторы - А. Шварцнегер.
Что касается А. С. Саргсян, её одновременной работы в нескольких сферах, то мне сложно представить такую полипрофи-деятельность. Сам работаю - совмещаю преподавательскую, консультационную, научную и организационную деятельность на кафедре инженерной педагогики и в институте дистанционного образования, но это близкие сферы.
Профессиональная деятельность конкретна и требует концентрации на основном, все другое увеличивает общий потенциал, компетентность, эрудицию. В этой связи рассматриваю вопрос о единстве и взаимосвязи компетенций в прилагаемом файле
Вячеслав