Подходит к концу очередное лето. Подводятся итоги организации детского отдыха.
На просторах Открытого Класса самым значимым для меня материалом этого лета был цикл репортажей Натальи Александровны Иванчевой о Летней школе информатики и программирования (ЛШИП-2010), которую традиционно проводит Высший колледж информатики Новосибирского государственного университета.
А если кому интересно, с чего всё начиналось, предлагаю следующую статью.
О летних школах в Новосибирском академгородке.
Журнал Квант 1982 номер 06.
Г.А. Звенигородский
VI Всесоюзная летняя школа юных программистов
Уже дважды в нашем журнале публиковались материалы о Всесоюзной летней школе юных программистов (№9 1979, № 12 1980). Сегодня мы публикуем рассказ об очередной Летней школе, проводившейся с 25 июля по 10 августа 1981 г.
Вместе с лучшими учениками Заочной школы программирования на нее были приглашены победители конкурса, объявленного нашим журналом в № 1 за 1981 г. Половину контингента Шестой школы составляли ребята, уже знакомые с техническими возможностями Вычислительного центра по прошлой Летней школе и почти год работавшие над программами, которые им хотелось опробовать на ЭВМ за две короткие недели Летней школы. А среди «новичков» большинство составляли призеры конкурса программистских работ («Квант», 1981, № 1). Не удивительно поэтому, что общий уровень Летней школы намного вырос.
Как и в прошлые годы, научная конференция Летней школы проходила в два приема: 28 июля выступали докладчики, имевшие возможность еще до Летней школы отладить на ЭВМ свои программы, а 7 августа — те, кто смог поработать с машиной только во время Летней школы.
Научим ЭВМ учебным языкам!
Сильнейшие работы школьников были посвящены задачам системного программирования; в основном описывались реализации учебных языков. Новосибирские десятиклассницы Наташа Глаголева и Оля Хорошевская рассказали о новых, самостоятельных реализациях языков Робик и Рапира. Эти языки (к имена докладчиц) хорошо знакомы читателям нашего раздела. Девятиклассник Женя Забокрицкий {Ленинград) за время Летней школы успел разработать на языке Алгол-ГДР интерпретатор команд учебной ЭВМ mix, описанной Д. Кнутом в книге «Искусство программирования». Феликс Толстое (Свердловск, 7 кл.) рассказал о двух интерпретаторах для машины Поста: один из них он разработал в Свердловске (на ЭВМ МИР-2, язык аналитик), а второй успел написать и отладить в Новосибирске (ЭВМ БЭСМ-6. язык сетл). Ася Салихова (Новосибирск, 10 кл.) рассказала о первом этапе реализации учебного языка форс-1 для студентов, разработанного в Московском университете, а Миша Черкашин (Обнинск, В кл.) подготовил комплект процедур для работы с текстами в учебных программах на фортране.
Конечно, не все системы, реализацией которых занимались школьники, предназначены для обучения. Виталий Цикоза и Женя Налимов (Новосибирск, 10 кл.) занимались вполне производственным, хотя и довольно необычным языком, описывающим интегральную микросхему. И совсем уж экзотическим языком занимался -Женя кович (Новосибирск, 10 кл.): язык этот был предназначен для анализа музыкальных произведений.
<skip>
Летняя школа окончена — Летняя школа продолжается
...И вот догорел прощальный костер. 10 августа член-корреспондент АН СССР Андрей Петрович Ершов вручил награды победителям конкурса.
Но Школа на этом не закончилась!
Вместе с гостями Академгородка отправились в дальний путь две «десантные группы» новосибирцев. Отправились проводить занятия н конференции, которые стали прямым продолжением VI Летней школы.
В состав одной из таких групп вошли десятиклассницы Наташа Глаголева и Аня Шкляева и семиклассница Вита Волкова.
Они поехали в пионерлагерь «Таежный», что в восьмидесяти километрах от Красноярска вниз по Енисею, где в это время проходила Краевая летняя школа по естественным наукам. Девочкам предстояло принять участие в организации факультатива по программированию для участников этой Школы, в проведении конференции школьников.
Одиннадцать школьников стали участниками второй «десантной» группы, которая выехала в г. Ангарск (Иркутская область). Там состоялась встреча учащихся двух школ юных программистов — Ангарской и Новосибирской.
Ангарская школа юных программистов организована на базе Ангарского электромеханического завода (АЭМЗ) и межшкольного учебно-производственного комбината. Первые свои задачи ребята решают на ЭВМ «Минск-32», на ней они получают основные навыки операторской работы. Большой интерес вызвали у новосибирцев две программы, разработанные ангарчанами: с помощью одной из них «Минск-32» воспроизводит музыкальные мелодии, а результат работы другой программы — портрет Джоконды, нарисованный на АЦПУ.
Новосибирские школьники провели для ангарчан консультации по графической системе Шпага, рассказали о ее новых возможностях и помогли ребятам составить первые рисующие программы. В Ангарске пока нет своего графопостроителя и эти программы новосибирские школьники забрали с собой, чтобы поставить на ЭВМ, отладить и послать ангарским друзьям получившиеся рисунки.
|