21 год назад я пришла в школу "создавать всесторонне развитую личность". Вот я пришла в школу, человек с высшим образованием, вооруженная теоретическими знаниями о том, как построить урок, что такое методика и т.д. Все просто. Объяснила, опросила, закрепила - и всесторонне развитая личность готова.
На лекциях по педагогике и психологии детей традиционно классифицировали по темпераменту, типам интеллекта, склонностям.
А они вот - мои дети: старшеклассник своенравный и критически настроенный, вот малыш, который то жалуется, то задает вопросы, вот ребенок медлительный и впечатлительный, которому нельзя сделать даже малейшее замечание, вот неутомимый и изобретательный шалун...
Я с таким воодушевлением рассказываю, но они запоминают интересное, а не главное, я придумываю такие правильные вопросы, а лучшие ученики лишь цитируют зазубренные слова, я напускаю на себя серьезный вид, но...
Ну что, где же результат, где ожидаемая всесторонне развитая личность"?
И я поняла -: насильно вложить в детские головы знания нельзя ведь нельзя же заставить быть умным и добрым. Как же сделать главное интересным? Как научить осмысливать, думать, видеть прекрасное и творить его? Что делать? Учиться не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы понять. Вот она, учительская философия: откуда все взялось и что в этом - Я.
Я считаю вершиной педагогического мастерства способность, научить учиться - как это умели делать гениальные учителя прошлого: Сократ, Я. Корчак, К. Ушинский и др.
Очевидно: "чтобы быть педагогом, стать мастером, нужно овладеть профессией, технологией, опираясь на которую можно выстроить отношения учитель - ученик.
Природа наделила, человека пятью органами чувств. Но та картина мира, которую они создают, еще не обеспечивает глубокого, всестороннего познания. Ведь органы чувств не умеют анализировать сложнейшие взаимодействия различных предметов, явлений, событий, причины и следствия. Распутать этот клубок зависимостей и связей можно лишь с помощью мышления.
И здесь для учителя главным становится умение научить ученика мыслить. Научить ученика находить информацию, анализировать ее и осмысливать. На данный момент любой человек, в том числе и школьник, имеет возможность получить любую информацию, о чём угодно, начиная от изготовления игрушки до создания ядерного оружия, хоть через книги или хоть через Интернет. Ведь если взять учителя и историю учительства, то учитель во все времена и в древние, и в средние, и в новое время учитель был хранитель знаний. И он распоряжался ими по своему усмотрению. И что же ждет учителя в будущем? Знания, информация станут доступными всем, кому не лень. Но здесь нужно уметь пользоваться этой информацией, уметь быстро находить ее, анализировать и осмысливать. И это обучение умению анализировать, и осмысливать будет, возложено на учителя. На учителя также будет возложено то, чтобы ученик стремился пользоваться информацией, которая может навредить обществу, а только информацией, которая бы развивала общество. На своих уроках по истории и обществознанию я стремлюсь к тому, чтобы ученики учились сами доходить до логического конца. Стремлюсь, заинтересовать учащихся, создавая различные игровые и неигровые ситуации, где ученик проявлял бы больше самостоятельного изучения материала.
|