Цель:
- овладение нравственными ценностями;
- развитие коммуникативных навыков, логического мышления;
- личностно-ориентированный подход в воспитании.
Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличать плохое от хорошего.
Ход занятия
I. Организационный момент. Настроить детей на «добро».
II. Беседа по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» - Как бы вы поступили на месте мальчика? - Послушайте древнюю эстонскую сказку.
КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ (Эстонская сказка)
Шел однажды по дороге бедный старик прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.
Решил прохожий зайти в ближний дом, попроситься на ночлег. Стукнул в окошко большого дома:
-Пустите переночевать!
Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.
— Сейчас,— кричит,— собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди, прочь!
Пошел прохожий дальше. Увидел бедный, маленький домик, постучался в оконце и сказал:
— Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!
— Входи, входи! — приветливо отозвалась хозяйка.— Ночуй, не взыщи: тесно у меня очень.
Вошёл прохожий и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные. — Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят ?-спрашивает прохожий.— Почему ты им новые рубашки не сошьешь?
— Куда там! — отвечает женщина.— Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.
Выслушал ее прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:
Садись, поешь с нами!
— Нет,— отвечает прохожий,— не хочу. Сыт я, недавно поел.
Развязал он свою суму, достал все, что было съестного, и сам угостил ребят. А потом улегся и сейчас жё заснул.
Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:
— Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера! Не поняла женщина слов прохожего, и внимания на них не обратила. Проводила она старика до калитки, вернулась домой и
подумала: «Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети — оборвыши, то, что же могут сказать другие!»
И решила она сшить из остатков полотна, которое у нее было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у нее аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?
Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.
Взяла с полки кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок все длиннее становится, все конца не видно... Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца.
Ну, теперь и ей самой и всем ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек! «Так вот о чем говорил мне утром прохожий!» - догадалась бедная женщина.
Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.
«Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать?» - поду мала богачка и закричала:
— Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало, привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!
Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего.
Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться.
Загоревал работник и говорит: «Ну, беда мне: не привезу тебя - выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст...»
— Не горюй, паренек,— отвечает старик,— так и быть, поеду с тобой! — Сел в повозку и поехал.
А богачка у ворот стоит, ждет, не дождется. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила: «Ложись, дедушка, отдыхай, милый!»
Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Ест, пьёт, спит, трубочку курит. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает: «И когда только этот старый негодник уберётся отсюда!..»
А прогнать старика не смеет — боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.
На четвертый день, к великой ее радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идет старик к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота — и опять ни словечка. Не вытерпела богачка и говорит:
-Скажи-ка ты, что мне делать сегодня?
Посмотрел на нее прохожий и сказал:
Все, что начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!
Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула — так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в стороны.
И чихала она весь день, не останавливаясь:
— Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!
Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было: «Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи! И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.
III. Беседа по теме «Каждый своё получил»
- Когда нужно спешить делать доброе дело? (примеры)
- Как вы понимаете слово «добрый»?
- Что значит – совершить доброе дело?
Анализ:
В начале хорошо подумай,
Потом сделай доброе дело.
- Что значит «Доброта хуже воровства»?
IV. Игра в пословицы.
Каждая команда записывает свою пословицу.
1) Добро помни, а зло забывай.
2) Что посеешь, по и пожнёшь.
1) За добро добром платим.
2) Худо тому, кто добра не делает никому.
1) Доброе дело питает и разум и тело.
2) Доброе слово лечит, а злое калечит
1) Злой не верит, что есть добрый.
2) Добрая слава лежит, а худая бежит.
1) Доброго чтут, а злого не жалуют.
2) Добряк творит добро, быть может, и не зная,
Что от того болит душа у негодяя.
Анализ пословиц.
V. Беседа «Спешите делать добро»
1) Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»
«Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы. Прямо
перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный
котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.
Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…
— Давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ. (Учащиеся приводят различные варианты окончания этого рассказа.)
— Что мы можем сказать об этих мальчиках?
— Встречались ли вы с подобными ситуациями?
А теперь послушаем продолжение рассказа.
«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку. Она сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.»
— Почему женщина была возмущена?
— Почему удивились мальчики?
2) Пересказ рассказа
Учащиеся пересказывают текст, но изменяют окончание рассказа (мальчики помогли, женщина похвалила их).
3) Составление сказки
Учащиеся составляют сказку про Плоха и про Хороша. Сказку ребята составляют по цепочке. Один - первое предложение, второй - второе и т.д. (к своим сказкам они могут нарисовать рисунки.)
Вывод: Правила доброты
VI. Итог
- Кого из своих знакомых вы считаете добрым человеком?
-Что вам понравилось на уроке?
Я узнал(а)…
Ещё я хотел(а) бы узнать…
|