ВВЕДЕНИЕ
Отечественная культура на протяжении всех веков неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие непрерывно складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом.
Одной из особенностей формирования российской культуры является развитие религии сосредоточенной на духовности. Религия способствовала развитию духовных и нравственных принципов. Наработка толерантных отношений – одно из главных условий развития многонационального общества.
Рубеж веков как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Под ценностями понимают то, что свято для конкретного человека - Добро, Истина и Красота. Именно эти и другие ценности постепенно отодвигаются на периферию жизни.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.
Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.
Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.
Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
В Толковом словаре русского языка душа определяется как «…внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «…совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека». Большой энциклопедический словарь справедливо избегает четкого определения, ограничиваясь указанием, что в «новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека».
Интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Ум не может дать и не даст нам нашего истинного богатства, тогда как душа сделает это. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным. Существуют чрезвычайно интеллектуальные люди, но им не хватает внутреннего зова, а именно духовности.
Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».
Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающего поколения как подвижника возрождения и развития нации должен составить главные принципы: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.
Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.
Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий – сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.
Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.
Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения – это лицо нации, уважение к себе и другим.
Духовная личность – это человек, приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства.
Духовный человек – это человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном, должном, идеальном. Духовное формирование, осознание своей сопричастности жизненно важным, судьбоносным проблемам общества – итог не только собственных усилий. Важное звено здесь – правильно поставленная и организованная воспитательная работа с подрастающим поколением на всех уровнях его социализации, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, а на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающих поколений.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.
Данная программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и национальных традиций, современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательном учреждении.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, нового, гуманистически направленного, воспитательного потенциала системы образования.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательного учреждения. Программа предназначена для средне-специальных образовательных учреждений. Данная Программа разработана на основе проекта программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения (1).
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Формирование личности студентов в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие:
- значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
- прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан;
- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний;
- введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;
- формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека;
- выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме;
- уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения;
- идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений.
Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.
Понимая культуру как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, следует выделять основной предмет культуры, определяющий ведущие направления в воспитании духовно-нравственной личности: правовая культура, культура поведения (этикет), экологическая культура, сексуальная культура.
Формирование экологической культуры как элемента духовно-нравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Эта сравнительно новая проблема остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису из-за неразумного отношения к природе и ее ресурсам. Ведущей идеей воспитания экологической культуры молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям.
Поиск новых, эффективных методов непрерывного экологического образования, использование доступных возрасту природоохранных мероприятий и многое другое – требование сегодняшнего дня.
Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное сексуальное (половое) поведение человека, определяемое как сексуальная культура, являющееся очень важным элементом общей культуры личности. В любом обществе половое просвещение, формирование сексуальной культуры подрастающего поколения выступает неотъемлемой частью нравственного воспитания.
Произошедшие в последнее время социальные процессы повлекли за собой изменения в сексуальной морали общества. Серьезные упущения в нравственном и половом воспитании молодежи стали причиной того, что декларированные в нашей стране демократические принципы распространились и на сферу интимных отношений. Толкование понятия «свобода» стало отождествляться с беспорядочным, безнравственным удовлетворением своих потребностей. При этом подростки имеют чрезвычайно низкий уровень навыков в области личной гигиены и гигиены половой жизни, знаний о контрацепции, возможности заражения инфекцией при половом контакте. К тому же части молодых людей несвойственно чувство ответственности за партнера, за зарождающуюся будущую жизнь.
Задача педагога состоит в распространении и утверждении научно обоснованных сведений по вопросам здоровой сексуальной жизни и профилактике ее нарушений, в воспитании навыков, обеспечивающих репродуктивное здоровье подрастающего поколения. Сексуальная культура в значительной мере определяет также гармоничность супружеской и семейной жизни.
Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают:
· знание традиционных устойчивых норм поведения;
· представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
· нормативная система этикета.
Воспитательная работа в указанной области требует формирования у воспитанников именно этих компонентов. Разработка действенных, практико-ориентированных методов и средств развития правильного, соответствующего социальным нормам поведения возможна при условии создания системы взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций. В то же время, опираясь на роль народных традиций в современном воспитании, необходимо приобщать детей к народным этикетным традициям, к духовным и нравственно-этическим ценностям народа.
Успехи на пути формирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.
В то время как интерес населения к правовой информации возрастает, и растет престижность юридических специальностей, еще не удается преодолеть правовой нигилизм значительной части нашего общества. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры.
Воспитание правовой культуры предполагает формирование умений видеть ценность права и его социальную роль, правовым способом разрешать конфликты.
Задача образовательных учреждений – способствовать развитию правовой культуры учащихся, будущих граждан России, в процессе усвоения ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, об основных отраслях права, а главное – через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Этому должно способствовать использование различных форм обучающей деятельности: право как учебный предмет, факультативные занятия, классные часы, общешкольные мероприятия, интеграция нескольких учебных дисциплин, участие студентов в деятельности учреждений дополнительного образования, реализующих образовательную программу правового воспитания.
В сложившихся условиях только культура, ее духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причем не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Предлагаемую Программу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения студентов Бузулукского Финансово-экономического колледжа следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной программы в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы – обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем по формированию духовной личности в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека – гражданина – семьянина – родителя – специалиста-профессионала.
Задачи Программы:
- повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания в системе образования;
- укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
- развитие системы духовно-нравственного воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, обычаев и традиций народов, населяющих Республику Башкортостан;
- совершенствование системы повышения квалификации работников социально-педагогической сферы, обновление содержания профессиональной подготовки педагогов с учетом необходимости профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства;
- развитие традиций патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития личности, повышения культуры; формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
- внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании студенческих коллективов и в индивидуальном развитии личности;
- осуществление финансовой поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений, совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;
- оказание помощи семье в решении проблем в духовно-нравственном воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
- повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи;
- повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.
3. Духовно-нравственное воспитание в
Бузулукском финансово-экономическом колледже.
Бузулукский финансово-экономический колледж осуществляет подготовку специалистов в экономической, финансовой и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования оказывает преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов.
Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Развитие духовно-нравственного воспитания предполагает решение следующих задач:
- возрождение региональных центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
- развитие досуговой, клубной деятельности как особых сфер жизнедеятельности студентов и функционирования молодежной субкультуры;
- развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в Бузулукском финансово-экономическом колледже;
- изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона;
- участие преподавателей колледжа в решении возникающих внутрисемейных проблем.
Решение выделенных задач возможно при:
- оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания;
- разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям БФЭК, а также модели специалиста, которого здесь готовят;
- сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;
- создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, реализация педагогических наклонностей и др.).
№
|
Мероприятия
|
Срок
|
Исполнитель
|
|
Разработка концепции развития духовно-нравственного воспитания колледжа
|
2008
|
В.Г.Суворина
|
1.
|
Разработка методических рекомендаций для классных руководителей студенческих групп по организации духовно-нравственного воспитания
|
2008-2009
|
|
2.
|
Создание Центра молодежи с программой деятельности по духовно-нравственному развитию
|
2008-2011
|
|
3.
|
Организация клубной деятельности студентов, направленной на формирование духовной личности
|
2008-2011
|
|
4.
|
Приобщение студентов к здоровому образу жизни
|
2008-2011
|
|
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения.
4.1. Развитие нормативно-правовой базы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения как полноценного социального института. Необходимо определение стратегии, принципов и систем воспитания; границ воспитательного пространства и его субъекта; баланса семейного и общественного воспитания; соотношения религиозного и светского воспитания; экспертизы и контроля процессов воспитания; разграничения полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др. Важно законодательно определить направления духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, способов защиты от информации, наносящей вред их благополучию.
В связи с этим целесообразно сформировать оригинальную концепцию правового регулирования духовно-нравственного воспитания молодежи.
№
|
Мероприятия
|
Срок
|
Исполнитель
|
1.
|
Разработка рекомендаций об организационном и методическом обеспечении взаимодействия образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями
|
|
|
2.
|
Разработка рекомендаций о порядке введения в образовательные учреждения должностей: руководитель МО классных руководителей, педагог-психолог, социальный педагог
|
|
|
3.
|
Разработка минимальных социальных стандартов, включающих услуги по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях
|
|
|
4.
|
Подготовка предложений о разработке проекта плана совместной деятельности общественных, системы образования, средств массовой информации по созданию и распространению средств наглядной агитации, передач в СМИ и других материалов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения
|
|
|
4.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Обеспечение готовности специалистов БФЭК к решению проблем и современных задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является ключевым вопросом всей предстоящей работы по реализации Программы.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности в целом и духовно-нравственного воспитания в частности требует существенных изменений. Необходимо для специалистов - организаторов внеурочной и внеучебной деятельности предусмотреть систему их переподготовки и повышения квалификации.
№
|
Мероприятия
|
Срок
|
Исполнитель
|
1.
|
Осуществление комплексного анализа состояния подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров по проблемам духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования
|
2008
|
МО
|
2.
|
Обобщение опыта работы педагогических вузов и колледжей по подготовке специалистов в области воспитания и дополнительного образования детей, подростков и молодежи
|
2008-
|
МО,
педвузы, педколледжи
|
3.
|
Разработка программы элективного курса для слушателей курсов повышения квалификации по теме “Культура речи – духовная культура человека”
|
200
|
|
4.
|
Подготовка и переподготовка педагогов, разработка соответствующего научно-методического сопровождения
|
|
|
4.3. Научное обеспечение
Реализация Программы предусматривает последовательный системный анализ духовно-нравственного воспитания студентов в БФЭК, создание механизмов воспитательных процессов и их осуществление, мониторинг развития воспитательных систем, создание соответствующей информационной системы. Исследовательская работа по обеспечению развития духовно-нравственного воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания студентов, передового педагогического опыта.
Основными направлениями исследований в области воспитания являются:
- анализ состояния проблем духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях и в БФЭК;
- разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;
- поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.
№
|
Мероприятия
|
Срок
|
Исполнитель
|
1.
|
Разработка и реализация программ по воспитанию у подрастающего поколения устремления к высшим духовным ценностям, отражающим богатство общечеловеческой и национальной культуры, формирование чувства ответственности за сохранение ее достижений
|
|
|
2.
|
Проведение научной дискуссии «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях: развитие содержания и механизмов»
|
|
|
3.
|
Проведение исследований влияния этической и эстетической компоненты воспитательного процесса на состояние психологического здоровья
|
|
|
4.
|
Проведение региональной научно-практической конференции «Духовность и образовательный процесс»
|
|
|
5.
|
Разработка методических рекомендаций по проведению Дня Культуры в образовательных учреждениях
|
|
|
6.
|
Разработка мероприятий, учитывающих специфику духовно-нравственного воспитания
|
|
|
7.
|
Создание экспериментальных площадок по отработке различных моделей духовно-нравственного воспитания студентов
|
|
|
8.
|
Проведение НПК, семинаров по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
|
|
|
4.4. Программно-методическое и информационное обеспечение
Для реализации духовно-нравственного воспитания студентов необходима работа по созданию конкретных направлений развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными задачами этой работы становятся:
- разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания;
- решение комплекса вопросов по вопросам повышения квалификации педагогов - организаторов воспитательной деятельности;
- проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания;
- формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации направлений воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований;
- расширение сотрудничества со СМИ в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритетов общечеловеческих ценностей.
№
|
Мероприятия
|
Срок
|
Исполнитель
|
1.
|
Разработка методических разработок по реализации программ духовно-нравственного воспитания
|
|
|
3.
|
Использование СМИ в целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
|
|
|
4.
|
Проведение родительских собраний по проблемам духовно-нравственного воспитания студентов
|
|
|
5.
|
Разработка системы воспитательной работы по формированию экологической культуры, правовой культуры, сексуальной культуры, культуры поведения
|
|
|
6.
|
Работа со средствами массовой информации по освещению лучшего опыта организации воспитательной работы
|
|
|
7.
|
Создание базы данных передового опыта, систем воспитания по каждому направлению духовно-нравственного развития детей, подростков и молодёжи
|
|
|
8.
|
Организовать выступления по ТВ специалистов в области воспитания
|
|
|
9.
|
Ходатайствовать перед Областным отделом образования о создании Совета по экспертизе детских и юношеских теле- и радиопередач
|
|
|
10.
|
Разработка примерного «Календарно-тематического планирования» экспериментальных элективных курсов: «Ценности современной семьи»
|
|
|
11.
|
Создать на сайте БФЭК вебстранички «Задай вопрос – и мы ответим» по проблемам прав человека, культуре поведения, культуре половых взаимоотношений и др.
|
|
|
12.
|
Организация конкурсов, презентаций лучшей модели воспитательной работы по формированию экологической, правовой, сексуальной, поведенческой культуры студентов
|
|
|
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на 2008-2011 годы предполагает обеспечение повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях на основе широкого общественного согласия. К ожидаемым результатам относятся:
- подготовка методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности;
- повышение культурного уровня образовательного процесса;
- развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения;
- создание условий для развития духовной личности;
- поддержка инновационной деятельности педагогических работников и развитие научно-педагогического потенциала, экспертная оценка предлагаемых к внедрению педагогических новаций;
- оптимизация учебной нагрузки, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья студентов и педагогических работников.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Координация и контроль выполнения Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на 2008-2011 годы осуществляется директором БФЭК.
Программа реализуется за счет средств текущего финансирования в пределах бюджета в БФЭК.
Литература:
1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". - М.: 1999. - 144 С.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
3. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199-241
4. Потаповская О.М. «Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей» М.: Издательство "Планета 2000", 2002
5. Святитель Феофан Затворник Спасение в семейной жизни. - М.: 1995. - 63 С.
6. Священник Сергей Молотков «Практическая энциклопедия. Православие от А до Я». Сатисъ Санкт-Петербург,2003
7. Старец Паисий Святогорец. «Мысли о семье христианской". - М., 2001. - 63 С.
8. «С болью и любовью о современном человеке» Перевод на русский язык иеромонаха Деримедонта (Сухинина). Издательский дом «Святая гора», М., 2005.
9. Рахматуллина З.Я., Галяутдинова С.И. и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: Программа (проект). – Уфа, 2004. – 29 с.
|
На: Рабочая программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ подрастающ
Программа по духовно-нравственному воспитанию является примерной. Она может быть изменена на ваше усмотрение. Программа помогает строить воспитаттельную работу в учебном заведении.