Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она
все решительно и останется в сути своей такой
же прежней святой нашей Русью, как и была.
Ф.М. Достоевский
Время выдвигает свои приоритеты, жизнь предлагает новых героев, но остаются всегда неизменными ценности, сформированные человечеством: патриотизм, духовность, нравственность, сохраняется культурно-историческое наследие, которое позволяет каждому человеку осмысливать давно прошедшие события и делать свои выводы. Не зря говорят, что время все расставит на свои места.
Мне хочется коснуться событий в нашей стране за последние столетие. Тяжелейший след в памяти народа оставили двадцатые, тридцатые годы, когда со сменой собственника, правительство рушило вековые традиции нашего народа - духовную культуру. По всей стране низвергали купола, рушили храмы, монастыри, расстреливали духовенство. Это не миновало и нашу область. Здесь было уничтожены практически все. Иконы шли на строительство крыш, прилавков в магазине, из них даже строили свинарники. Купола отправляли на переплавку. Я посещала многие разрушенные храмы, работая геологом. Больно сжимается сердце, когда оказываешься рядом с этими руинами.
Период перестройки поставил больше вопросов, чем предложил ответов перед подрастающим поколением. Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи – это направление, которые сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Большое внимание этому уделяется и в нашем колледже, а мною - в учебно-воспитательном процессе.
Воспитание гражданственности - трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – это одна из первоочередных задач в моей системе воспитания.
Нравственность – неотъемлемая часть гражданственности, это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. Основные категории нравственности очень сходны с категориями духовности.
Одним из источником нравственных знаний является жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Их называют «заветами», «заповедями». Они есть у каждого народа и отражены в священных книгах.
Суть их сводится к следующему:
1. Почитать родителей.
2. Не лгать, не красть, не произносить ложного свидетельства.
3. Не убивать.
4. Быть милосердным, сострадательным.
5. Не завидовать.
6. Поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали они с вами.
Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб Росси и её граждан. Возрождение Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последнее десятилетие ценностей. По телевизору мы всё чаще видим пропаганду преуспевающего образа жизни запада и сплошные проблемы нашей страны. Редко мелькают кадры о достижениях в области экономики, культуры, науки и т.д. Многие уезжают за рубеж, вместо того чтобы возрождать и развивать экономику собственного Отечества. Но это идеология распада. Именно поэтому развитие духовности студентов, их готовности служению России и своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов страны через сохранение и развитие культурно-исторического наследия отечественных традиций рассматривается мною как основное и необходимое условие прогресса российского общества. В этом я вижу и задачи воспитательной работы.
Став классным руководителем 39с группы, которая по пропускам занимала второе место в колледже, 7 человек из 29 имели задолженности не по одному предмету, качество знании составляло всего 6,9 %, успеваемость 82 %. Проблемы стояли серьезные и требовали неординарных решений, для того чтобы коренным образом изменить ситуацию в коллективе. Но мне повезло. В группе было много хороших ребят, которые также как и я желали изменить ситуацию в лучшую сторону: это Юля Потемкина, Надя Щирова, Катя Ляпкина, Аня Гребенникова, Настя Сюткина, Нина Постика, и многие другие.
Учитывая ситуацию, мы чётко сформулировали: цель – содержание – методы - средства – организационные формы в воспитательной работы. Своеобразным девизом стал постулат: «понять – принять - помочь».
Я старалась внушить студентам понимание того, что духовное здоровье и благополучие – не в борьбе, не в стремлении рушить, перестраивать, а в «терпимости, способности к благодарности и непоколебимой надежде».
За прошедший год в нашей группе проведены различные мероприятия. Наиболее значимые приводятся ниже:
- оказание шефской помощи больным, престарелым преподавателям нашего колледжа (Юля Потемкина, Катя Ляпкина, Нина Постика);
- 2 акции «Помоги ребенку» (Юля Потемкина, Катя Ляпкина, Нина Постика);
– работа юношей по благоустройству городского кладбища (А. Емельянов, С. Карпунин, А.Казачков, М. Хабибназаров);
– уборка и озеленение территории колледжа и вокруг него (все суденты);
- две поездки по историческим и святым местам нашей области – Саракташ и Святые пещеры;
– участие в смотре художественная самодеятельности колледжа (для этого мероприятия специально снят фильм);
- участие в презентации литературного альманаха (Наташа Ильичева и Катя Шепилова);
-сбор информации для энциклопедии;
- посещение музеев, кинотеатров.
Тематика классных часов также соответствовала выбранному направлению. Нами были подготовлены и проведены классные часы:
- «По странам и континентам» (Ю. Потемкина, Е.Ляпкина, В.Г. Суворина),
-«Чужой беды не бывает» (Е. Кривобокова, С. Милехина, И. Зубанкова), - «Честь и достоинство- потребность или необходимость» (Е. Белоусова, О. Бобылева, С, Карпунин, Ю Зайцева, К. Шапилова),
- «Вредные привычки. Как от них избавиться?» (А. Нуждина, Н.Сюткина, К. Шапилова);
- «Развитие духовной культуры в Оренбуржье» (Н. Иличева, Н. Постика, Л. Данилова, А.Нуждина, Н. Карасева);
- «Земля - наш общий дом» (Л. Данилова, О. Бобылева и др.).
Студентами был собран богатый материал в результате поездок по святым местам. Он был положен в основу творческой работы Потемкиной Юлии «Возрождение духовной культуры», с которой она выступила на студенческой научно-практической конференции и стала одним из победителей. Позже к сбору материала присоединились студенты 38, 35с, 14 и многих других групп. Материал продолжает поступать и теперь. Он систематизируется и уже проделана большая работа по подготовки сборника «Возрождение духовной культуры» с подбором фотоматериала.
Помощь в воспитательной работе оказывало и руководство колледжа - Т.Н. Щавелева, Т.А. Елисеева, Г.М. Жидких. В результате общих усилий теперь качество знаний в нашей группе возросло до 21%, три человека претендуют на красный диплом, успеваемость - 100%, также сократилось количество пропусков по неуважительной причине почти в три раза.
Воспитательная работа не может замыкаться рамками только классного часа. В моей практике она активно присутствует и в учебном процессе. На уроках истории религии, экологических основ природопользования, географии. Студентами колледжа было подготовлено семь творческих работ по проблемам Оренбуржья для научно-практической конференции БФЭК. Две работы вошли в число призеров, три вынесены на межвузовскую научно-практическую конференцию. Работа Баевой О. заняла третье место.
Огромный материал, собранный студентами по родному краю, послужил базой для создания работы «Наш край благословенный», в котором четко прослеживается активная жизненная позиция студентов, любовь к Родине, истории родного края, их волнуют и экологические проблемы. Так написанные Сашей Григорьевым стихи отражают «Люди прогресса» отражает внутренние переживания студентов.
Как мне жалко вас, люди прогресса,
Позабыли вы девственный мир.
Не найдете к нему интереса,
Он для вас лишь сафари и тир.
Ну зачем вы наставили башен,
Трубы в небо ушли, не достать.
Неужели мир так не важен,
Чтоб его за копейку продать.
Люди добрые, остановитесь!
Посмотрите: куда мы зашли?
Ну, смелее! Давайте, решитесь!
Зачем жизнь продавать за гроши?
В организации и проведении воспитательной работы активно использовались технические средства, с помощью которых было снято несколько фильмов: «Деревообрабатывающая промышленность», «Бузулукский бор», «Храмы г. Бузулука». На электронных носителях созданы альбомы: «Минералы и памятники природы Оренбуржья», «Бузулукский Бор», «Фотографии и рисунки из Красной Книги Оренбургской области», «Храмовый комплекс в п. Саракташ», снят фильм к смотру художественной самодеятельности.
В заключение мне хочется сказать, что нет универсальных методов воспитания. Каждый педагог должен выбирать наиболее приемлемые для себя. Научить методам воспитания нельзя, как нельзя научить человека жить, если он сам не научиться. Воспитание – это не подготовка к жизни, а сама жизнь во всей её полноте. Каждый строит свою жизнь сам, другое дело, когда студента в этом поддерживает мудрый, взрослый педагог.
Метод – это творчество. Природа творчества сложна. Войти даже в лабораторию своего творчества непросто: в нем велика роль подсознания, интуиции. Ясно одно, что на педагогическом творчестве всегда лежит личность творца. Один и тот же метод у разных педагогов будет давать разные результаты. Огромную роль в процессе воспитания принадлежит личности учителя. Как мы выглядим, как говорим, на что делаем акцент. Студенты во многом копируют нас. Передается им и наша внутренняя убежденность.
Поэтому работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию я начала, прежде всего, с себя. Я приносила фотографии, музейные экспонаты - фронтовой треугольник, сведения о жизни интересных людей, рассказывала о них, стараясь заинтересовать студентов, вовлечь их в краеведческую работу.
Я рада, что нашей молодежи далеко не безразлично, что будет с ними и со страной? Значит, у нашей страны есть великое будущее. Она была Святой Русью и останется ею!
В решение педсовета предлагаю записать пункты:
1. Премировать отдельных студентов из категории малоимущих и сирот бесплатными поездками по историческим местам области.
2. Включить в план учебной работы факультативы «Возрождение духовной культуры» и «Наш край благословенный».
|
На: Из опыта работы В.Г. Сувориной по гражданско-патриотическому
Уважаемая Валентина Григорьевна! Только сегодня перечитала представленный материал из опыта вашей работы по гражданскому и патриотическому воспитанию. Его невозможно оставить без комментария. Тронута стихами вашего воспитанника. Их нельзя "просто написать". Мысли, родившиеся в этих стихах, должны быть внутренними убеждениями человека. Это произошло в данном случае, и в этом - Ваша заслуга, в этом - главное свидетельство результатов работы педагога в данном направлении. Поразило, как Вы ненавязчиво, мудро и интересно вводите студентов в мир культуры, в мир духовности. Каков широкий спектор представления результатов деятельности, которая увлекла ребят: представление творческих работ, презентация сборников, фильмов! Вы пишите, что огромная роль в воспитании принадлежит личности учителя, тем его методам воздействия на воспитанников, которые он сам для себя внутренне обозначил и принял. Ваше духовное богатство и ваша внутренняя убежденность и есть то главное, что не позволяет другим оставаться равнодушными и безнравственными рядом с Вами.
На: Из опыта работы В.Г. Сувориной по гражданско-патриотическому
Уважаемая Наталья Николаевна, только сегодня прочла Ваш комментарий, огромное спасибо. Мне очень приятно понимать, что мою позицию Вы разделяете. Я убеждена, что личность учителя и его внутренний мир остается главным в воспитатнии учениов. Продолжим наше общение и после конкурса. Всего доброго Вам.
На: Из опыта работы В.Г. Сувориной по гражданско-патриотическому
Тема патриотизма очень актуальна сегодня. Но результат будет положительным, если педагог сам будем "болеть" душой по поводу решения ее, гореть , пропустит ее через свое мировоззрение и участие в процессе по воспитанию и развитию патриотических чувств.
На: Из опыта работы В.Г. Сувориной по гражданско-патриотическому
Целиком и полностью согласно с Вами. Я давно отметила общность наших взглядов.
На: Из опыта работы В.Г. Сувориной по гражданско-патриотическому
Целиком и полностью согласна с Вами. Я давно отметила общность наших взглядов и это радует.