Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Критическое мышление

Нет ответов
Людмила Викторовна Чуева
Фото пользователя Людмила Викторовна Чуева
На сайте с: 05/11/2009
Баллы: 513
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 2 years 33 weeks назад.

 

Уважаемые коллеги, здравствуйте!
 
Позвольте начать нашу встречу, где речь у нас пойдёт о критическом мышлении и о технологии одноимённого названия. Я занимаюсь критическим мышлением недавно. У меня сейчас больше задумок, чем опыта, но, поверьте, это очень интересно.
 У меня получилось так, что ни я выбрала технологию, а она выбрала меня. Сначала мне понравилась методика «Синквейн», но что-то никак не могла придумать, где, как и когда его использовать. Потом я услышала на одном мастер классе красивое слово «кластер». Правда, я поняла тогда его совершенно неправильно. Позднее ещё одна учительница мне пожаловалась, что у неё был очень слабый класс на открытом занятии, она просто «вытягивала» ответы из учеников, и помог ей только кластер. На «учителе года» на одном из лучших мастер классов использовалась методика, которую конкурсантка называла «диамант». Мне было очень интересно, не связано ли это с английским “diamond”? И вдруг мне попадается в Интернете очень хорошая презентация, причём там, где она не могла быть, среди конспектов уроков по английскому языку. Это уже была судьба. Я не могу сказать, что было что-то суперновое и ни на что не похожее. Конечно, подобное я делала, и вы делаете, но здесь всё было представлено в системе, как-то совсем под другим углом. Всё ранее услышанное мной объединялось, все термины, которые я услышала, расшифровывались и, главное, появились мысли и желание, как, если и не всё, то некоторые формы быстрее попробовать на своих уроках. Я принесла первую так заинтересовавшую меня презентацию. Посмотрите! Несмотря на то, что она отталкивается от уроков английского языка, понятна она всем. Надеюсь, она пригодится в вашей работе.
 
Итак, что такое критическое мышление?
Это сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения, созданием собственных концепций.
Зачем нужно КМ? Для ответа достаточно посмотреть на экран (слайд).
 
Почему технология критического мышления? (слайд).  Пусть технология критического мышления не решит проблему полностью, но она помогает продвигаться в данном направлении.
Методы КМ с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Цель технологии критического мышления – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), формирование интеллектуальных качеств личности, конструирование собственного образовательного маршрута.
Структура технологии КМ такова (Слайд).
Вызов:
            1 цель – вызвать имеющиеся знания;
            2 цель – мотивировать учащихся;
            3 цель – повысить активность.
Осмысление:
                      1 цель – получение новых знаний;
                      2 цель – осмысление новых знаний;
                      3 цель – соотношение с тем, что знали.
Рефлексия:
                   1 цель – обобщение;
                   2 цель – присвоение знаний;
                   3 цель – формирование собственного   отношения.
(на третьем этапе информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается)
 
Однако  методы технологии будут эффективны при определённых условиях. (слайд)
 
А теперь давайте перейдём к практике.
У нас с вами первая встреча. Знаем мы друг друга не очень хорошо, так что начнём со знакомства.
Рассказать о себе можно по - разному. Я предлагаю сделать это символами. Символические объекты, т.е. знаковые системы – тоже наглядность, но очень специфичная. Можно без преувеличения сказать, что образы-символы, образы-схемы становятся теми оперативными образами, на которых основываются многие современные знания. Знание этих образов в жизни культурного человека огромно.
Вы знаете, что такое символ? Вот, например, есть такие символы... Вам они знакомы? Например, этот или этот... Посмотрите, пожалуйста, сюда. Вот так я хочу вам рассказать о себе. Горы – я хожу в горы и обожаю их. Я люблю детей и, в частности, своих родных мальчишек. Я люблю кошек и их у меня дома три. Я люблю читать, но у меня частенько не хватает времени. А теперь возьмите листы бумаги и набросайте на них такие своеобразные сообщения о себе. Далее листок складывается, таким образом, на нём пишется имя автора, и карточка может быть помещена на стол, дабы молча говорить о своём хозяине. Такую работу я проводила в начале четверти, дабы дети вспомнили немного английский после каникул. Вот такие у нас были таблички. Наверное, для психолога здесь море работы, но и я в чём-то узнавала своих детей, а в чём-то открывала заново. После оформления работа идёт следующим образом. Дети работают парами, они меняются своими табличками, спрашивают, если что-то непонятно, а потом выходят к доске и рассказывают друг о друге, опираясь на символы. Я, конечно, провожу эту работу на английском языке, но понятно, что так можно работать на других уроках.   Например, символами рассказать о каком-то понятии или событии из истории, литературы каждый учитель это может решить по-своему. Мне кажется, было б неплохо познакомиться, таким образом, с новым классом на классном часе. В чём преимущества? Сразу начинают работать все. Здесь бином фантазии – это правополушарные, но это же символы, а значит в работе и более инертные левополушарные. Мысль эта работа включает однозначно. У меня на другой день пришли дети и в двух классах сказали: «Вчера весь вечер тестировали родителей. Говорили же вам, 4 пункта – много. У родителей тоже фантазии хватило только на 3 пункта». А в одном классе девочка сказала: «О! Здорово! Нарисую такую же табличку и помещу себе на рюкзак».
Значит, даже в этом маленькой работе на этапе «вызова» идёт работа на критическое мышление. Можно рассказать о себе и при помощи WordWeb (словесная паутина). Словесная паутина может иметь любую форму: цветка, руки, солнышка, (слайд).
     Я предполагала наше с вами занятие провести по теме «Хобби». Вот сейчас вы мне рассказали о себе, и я уверена, что вы обязательно вспомнили о своём хобби. В своих табличках вы рассказывали о том, что вы любите делать, а может ли всё это быть хобби?
  На многих предметах на уроке идёт речь о том, что дети действительно не знают или имеют довольно отдалённое преставление. Поэтому логично начать урок с мозговой атаки и предложить детям высказать свою точку зрения о каком-то понятии или событии. Все точки зрения записать на доске для того, чтобы в конце урока решить, что же было верно, а какое понятие или мнение изменилось? На уроке иностранного языка чаще мы учим говорить детей о понятиях, которые они давно знают. Значит, я предлагаю что-то провокационное.
 Что такое хобби? Если мы говорим о хобби, то я выдвигаю версии, из которых не все подходят к понятию «Хобби». (Слайд). Что из предложенного на слайде лучше всего говорит о том, что такое «Хобби»?
А сейчас я предлагаю вам – «Коллаж». Нужно убрать те рисунки, содержание которых не соответствует теме урока.
Незаметно перешли к этапу осмысления. Сейчас мы более подробно говорим о теме нашего урока – «Хобби». Я считаю, что здесь нужно перейти к групповой работе. В ходе такой работы происходит тренировка ума, сердца,     воспитание толерантности не на словах, а на деле.
При формировании групп обязательно учитывать психологические особенности: полушарность, темперамент, ведущий канал восприятия, а так же обученность и обучаемость.
Какую работу можно предложить в группах? Я остановлюсь на Кластере, потому что сама очень часто пользуюсь им.
Я предлагаю группам Кластеры с разной информацией. Сейчас это, например, информация об одном из любимых занятий - путешествии. Группы заполняют небольшие кластеры за короткое время. Меняясь кластерами, группы добавляют свою информацию в кластер. К следующему уроку я предложила 2 сильным ученикам составить большой кластер по нашим маленьким. Его используем для монолога о своём любимом хобби. (слайд)
А теперь работаем, наоборот, из большого кластера в маленький. В следующем кластере, посвящённом другому хобби – чтению, заполнены только некоторые части каждой грозди. Учащиеся в группах должны заполнить за определённое время свободные места в кластере. Дальше работаем «Змейкой». Первые номера каждой группы, объединив то, что придумали в своих группах, получают более полную информацию о своём пункте кластера.
 На стадии рефлексии я предлагаю составить Синквейн к слову «Хобби». Я думаю, вы знаете, как составляют Синквейн? Я могу напомнить, как он составляется с помощью Синквейна на Синквейн. Мне он показался интересным.
На этом можно закончить наше занятие, но я хочу предложить вам ещё одну форму работы «6 шляп мышления» (Слайд). Я прошу вас одеть «шляпы» и высказать ваше мнение в соответствии с тем, как этого требует ваша шляпа.
Начну я с себя. Я – белая шляпа. Говорю только факты. Итак, наше занятие посвящено технологии критического мышления. Мы узнали, что такое технология критического мышления, познакомились с некоторыми методами этой технологии.
Красная шляпа, вам нужно без комментариев и пояснений выразить свои эмоции. Здорово! Жутко! Интересно! Непонятно!
 Чёрная шляпа – что не понравилось, настораживает, критика. Жёлтая шляпа – что положительного?
Зелёная шляпа, – креативность. Какие появились вопросы, идеи?
Синяя шляпа! Вы - координатор. Сделайте, пожалуйста, обобщение. Чего мы достигли и что предстоит?
Большое спасибо. Наше занятие закончено.
Прикрепленный файл Size
КМ1.ppt 2.57 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн