Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

Размещено: Вера Викторовна Денисова - вс, 25/11/2012 - 08:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Денисова Вера Викторовна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МБОУ "Яндобинская СОШ" Аликовского района Чувашской Республики
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
  •  раскрыть жизненную основу комедии;
  •  понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемая методическая литература: 

Пооручные разработки по литературе И. Золоторевой.

Используемое оборудование: 

Презентация "Говорящие фамилии", портрет Н.В. Гоголя, фрагмент фильма "Едет ревизор", картина с изображением уездного города

Используемые ЦОР: 

1. http://www.maly.ru/!_work/photo/revizor/page_01.htm - фотографии актеров, сыгравших роль героев комедии.

2. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=GeW_-pwU3BY - фрагмент из фильма "К нам едет ревизор"

-

Краткое описание: 
Анализ комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" позволяет раскрыть художественные особенности пьесы, определив, что является основой комедийного действия; показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с художественными образами, показать злободневность пьесы.

Ход урока

…добродушные жулики из «Ревизора» .

                                            В. Набоков.

1. Вступительное слово учителя.

К.С. Станиславский советует читать пьесу просто, но с хорошим пониманием. Мы последуем его совету. Он утверждал : «лучший способ понять пьесу – это проследить, как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба. Какую роль в этой борьбе  играет каждый персонаж, каково его поведение? Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта.

2. Работа над 1 действием пьесы.

Еще раз познакомьтесь с «афишей»( авторской ремаркой, называющей действующих лиц.) Будем знакомиться с действующими лицами.( презентация «Говорящие фамилии»)

Что вы можете сказать о месте и времени действия?

( Уездный город  удален от центра, не зря Городничий  замечает: «  Да отсюда , хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию. Время действия – 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле 15 лет.)

Нарисуйте образ уездного города.

Каковы социальные пороки (недостатки)?

   Дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. В богоугодных заведениях (Арт. Фил. Земл.) грязно, больные походят на кузнецов, лекарств дорогих не употребляют. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.  На суде (Аммос Ф. Л-Т)  в передней  сторожа завели гусей, высушивается всякая дрянь.  Сам судья занимается больше охотой, нежели судопроизводством.  Берет взятки  борзыми щенками.  В бога не верует, в церковь не ходит.   Заседатель вечно пьян. ( нравственные пороки)  В образовательном учреждении работают странные учителя : один строит гримасу, другой стулом об пол ударяет. Почтмейстер Шпекин вскрывает ичитает чужие  письма. Городничий . Высечена унтер – офицерская жена, арестантам не выдавали провизии, на улицах кабак( беспорядок), нечистота.  Честно и добросовестно выполняют они свою работу?

Т.о., дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно.

Слово учителя.Итак. Мы увидели фон пьесы, на котором происходит действие.

- Прочитайте первые фразы городничего в первом действии. Почему эта фраза навела страх на городских чиновников? Чего они боятся? ( Раскрытия злоупотреблений, недостатков) ( Слово «ревизор» наводит страх особенно  на тех , у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввел «ситуацию ревизора». Суть этой ситуации в игре, построенном на обоюдном обмане двух ее участников. Один хочет найти и наказать, другой скрыть и уйти от ответственности. Ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия.

Сможем сформулировать тему урока? Итак , тема урока- Разоблачение нравственных  и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

 

Словарная работа

Разоблачение– раскрытие тайных замыслов, лжи, злоупотреблений.

Нравственный– соответствующие требованиям высокой нравственности( внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.)

Социальный-  относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Порок– тяжелый недостаток

Кого они приняли за ревизора? ( молодого человека, странно себя ведущего, не желающего платить. Городничий, тридцать лет обманывавший, сам обманулся, ошибся. Почему?

Таким образом, цель урока: понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке.

Для этого что нужно сделать? Проследить,

Какие меры пытаются принять  чиновники перед приездом  Ревизора? Просмотр отрывка «К нам едет ревизор». ( говорят о чистых колпаках для больных,  и о ломке забора на главной площади, по которой проедет ревизор, то есть все усилия чиновников направляются не на исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности.

 

Что овладевает чиновниками? Страх.  С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх.

 Найдите  проявления  страха в репликах героев и в ремарках.

Городничий  ( конец 2 явления)

Бобчинский ..так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Итак, что является завязкой комедии?

Критики считают, что в 1 действии 2 завязки: письмо Чмыхова и появление Добчинского и Бобчинского  с известием о приезде мнимого ревизора.

 

Какие обстоятельства привели  чиновников к их роковой ошибке?Хлестаковзаглянул  в тарелкуБобчинского и Добчинского; его недурная наружность, партикулярное платье (невоенное), « в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки», а главное то, что другую неделю живет в городе, « из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить»

Городничий был в таком состоянии, что любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказательством.

Таким образом, мы поняли обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке.

Заключительное слово учителя

 С этого момента события начинают развиваться быстро. Городничий и чиновники стремятся скорее распознать, что за человек приезжий чиновник. Отвергнув предложение Земляники и  Ляпкина – Тяпкина, почитавших встречать ревизора « парадом», городничий решает отправиться в гостиницу частным образом, неофициально, «для прогулки».

Домашнее задание.

1.     Почему?(на этот вопрос ответите, прочитав 2, 3 действия комедии.)

2.     Подумайте над эпиграфом к уроку? Добродушны ли жулики из «Ревизора»?

 

Рефлексия

Заполните карточки "Мои успехи", передайте учителю.

Оцените себя по пятибалльной системе (от “0” до “5”)

Урок оказался для меня полезным

 

Я на уроке испытывал трудности

 

Моя оценка за работу на уроке

 

Урок оказался для меня бесполезным

 

 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн